купить билет

«ГОСТИНАЯ НА ДВОРЯНСКОЙ»: «НА СТЫКЕ ИСКУССТВ… НА СТЫКЕ ЭПОХ…»

15 апреля 2022 года Картинная галерея Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника в формате проекта «Гостиная на Дворянской» принимала литераторов Керченского отделения Союза писателей Республики Крым и молодёжной студии «Депо Пегаса».


Совместно было организовано культурно-просветительское мероприятие «На стыке искусств… На стыке эпох…», в рамках которого последовательно раскрывалась такая многогранная тема, как «Русский авангард» — явление первой трети ХХ столетия, сумевшее за столь короткий срок проявить себя во многих видах искусства: литературе, живописи, графике, архитектуре, музыке, фотографии. Поэтому уместным было рассуждать и о синтезе искусств, и о передовых деятелях данного направления.

Мероприятие началось с выступления о русском «впереди идущем» авангарде в живописи, который был ориентирован на новаторство и декларировал резкое неприятие предшествующих традиций, о времени беспредметного искусства, где часто форма проявлялась без определённого содержания и образов, об экспериментах с цветом, плоскостями и линиями, где «господствует духовное начало и нет ничего материального».

Главными фигурами радикальных художественных событий стали:

  • представитель супрематического течения Казимир Малевич, автор легендарного «Чёрного квадрата» — «иконы» мирового авангарда;
  • любитель «чистого» цвета, приверженец абстракционизма Василий Кандинский;
  • Наталья Гончарова и её любовь к примитивизму, национальным фольклорным традициям;
  • лучизм и энергетика произведений Михаила Ларионова;
  • конструктивизм Владимира Татлина и новаторские фотографии Александра Родченко.

Благодаря творчеству всех вышеперечисленных и других деятелей передового искусства русский авангард стал, в какой-то степени, самобытным явлением с «локальными» манерами художественной выразительности.

Литературную часть программы подготовила Злата Золотова, член-корреспондент Крымской литературной академии, которая представила «Русский авангард» в переплёте времени, параллелях с западными и межконтинентальными устоями и настроениями.

В первой половине ХХ века были образованы следующие течения и литературные организации, представители которых устраивали дискуссии, публиковали статьи и манифесты:

  • ОБЭРИУ — группа писателей и деятелей культуры Санкт-Петербурга. Основатели объединения: Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Александр Введенский — культивировали гротеск, алогизм и поэтику абсурда, отрицая стихотворные традиции;
  • верлибр — свободный стих, который, обращаясь к истокам, дописьменному поэтическому творчеству, выражал свободный дух свободной русской поэзии. Сторонниками данной стихотворной структуры стали Геннадий Айги, Аркадий Драгомощенко;
  • футуристы Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных. Своё творчество из докладов и стихов называли «стихобойней», а некоторые личности только своим видом демонстрировали настоящее произведение искусства и буквально эпатировали публику.

Такие понятия, как авангард, андеграунд и перформанс, зародившиеся в прошлом столетии, в современной трактовке стирают между собой чёткие границы и продуктивно продолжают преобразовывать свои «передовые» традиции.

По завершении мероприятия молодые таланты и наставники Керченского отделения Союза писателей Республики Крым декламировали свою поэзию на различные темы. София Саламатина из молодёжной студии «Депо Пегаса» зачитывала строки из стихотворений, актуальных на сегодняшний день. Равиль Валеев, член Керченского отделения Союза писателей РК, получивший Гран-при на I Республиканском поэтическом фестивале-конкурсе «Поэты Крыма», посвятил произведение городу Керчи:

 

Раскопана древняя Керчь —

Хрустят черепки под ногами.

Былого букет оригами

Хотел ли с потомками встреч?

 

Боспорцев гортанная речь

Застыла могилок камнями.

Их текст, что скрывался веками,

Вдруг стал для текущего течь.

 

Опухнув в печали-тумане,

Рыдает эллинка о маме.

Вот воин, сжимающий меч,

 

Погибший в сраженье с врагами.

Боспорцы живут между нами,

Прося о них память сберечь.

 

Текст: А. И. Науменко, научный сотрудник отдела «Картинная галерея»

Фото, размещение: О.В. Решетникова, научный сотрудник ВКИКМЗ