АГОНАМ НА БОСПОРЕ БЫТЬ! «ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ» или «ФОТОГРАФИИ НЕ ГОРЯТ...» АЛЕКСАНДР БЕЛАНОВ: "КИНО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ"

«Частное пионерское» - кинотрилогия о нашем детстве. Все три фильма были показаны на Международном фестивале античных искусств «Боспорские агоны».

 


Единственный детский фильм, получивший Приз президента республики Беларусь А. Г. Лукашенко «За гуманизм и духовность в кино».

До показа в городе-герое Керчь фильм «Частное пионерское» принял участие в 81 кинофестивале и получил 54 приза.

«ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ» РОССИЙСКОГО КИНО

Знаю, чужие письма читать - нехорошо! Этому меня ещё в школе учили, когда в пионерах ходил. Но здесь случай особый: о критическом состоянии «детского кино» пишет известный российский кинопродюсер Владимир Есинов. Не на деревню дедушке пишет, а прямиком - в Кремль, в Администрацию Президента...

«...Все мы хотим одного - блага России. Мы не хотим Майдана на Красной площади, не хотим повторения опыта Украины, в которой выросло два поколения Иванов, не помнящих родства. Народ без прошлого не имеет будущего. Именно поэтому мы раз за разом возвращаемся к теме прошлого, делая качественное кино, поднимающее актуальные и важные проблемы»...

Кто-то скажет: красиво написано, а толку-то?..

 Минуточку! В том-то и дело, что премьерный показ фильма «Частное пионерское 2», прошедший в столичном Доме кино, чуть было не закончился детской потасовкой: более 500 юных зрителей штурмом взяли под завязку забитый зал на 1200 мест - до конца сеанса стояли перед экраном, сидели в проходах... А в Керчи, на «Боспорских агонах», по многочисленным просьбам моих земляков, кинотрилогию показывали три года подряд!

- Ожидаемая реакция? - спрашиваю у генерального продюсера фильма Владимира Есинова.

- Ты же сам слышишь - зал ликует! Родители, увидевшие своё счастливое детство в первом фильме «Частное пионерское», смеются и плачут уже вместе со своими детьми. В обнимку! И это единение родственных душ - дорогого стоит!..

Прав продюсер - этот успех запрограммирован. Здесь и формирование положительного паблисити: компания «Кинопрограмма XXI век» уже пополнила копилку семейного и детско-юношеского кино такими полотнами, как «Посланник патриарха», «Тайна Егора», «Рябиновый вальс» ...  Здесь и зрительский запрос - общество порядком подустало от сомнительных западных ценностей, навязанных нам с одной целью - развалить Россию изнутри. Народ уже просто тошнит от гламурной столичной тусовки с силиконовыми губами, от такого же «надутого» шоу-бизнеса и обслуживающего его телевидения...

Видимо, не выдержал этого «культурного» беспредела и наш президент. В своём послании Федеральному собранию Владимир Путин особенно подчеркнул важность базовых ценностей, таких «как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны».  Наши приоритеты - это «здоровая семья и здоровая нация, переданные нам предками традиционные ценности в сочетании с устремлённостью в будущее».

А теперь - вопрос! Я это один понимаю? Или всё ограничивается группой, работающей над фильмом «Частное пионерское»?..  А дальше?! Так и хочется вспомнить, пропеть хором: «Эй, вы там, наверху!»

Многолетний застой в отечественном кинематографе привёл к тому, что в нашей стране выросли три поколения - давно уж не дети! - воспитанные  на зарубежных боевиках и ужастиках. Это иная культура, и чтобы вновь привлечь внимание массового зрителя к отечественным фильмам - нужно приложить немалые усилия. А ведь именно искусство и, в частности кино, определяет мировоззренческие критерии, духовные смыслы и ценности существования. И перед нами стоит выбор - мы «продаёмся» западной культуре окончательно или сохраняем свою, родную? Формируем свои идеалы или продолжаем подражать чужим? Создаем своих героев или восхищаемся чужими? Скачем, как на Майдане, или проходим маршем Победителей по брусчатке Красной площади?..

- Мы как никогда близки к «точке невозврата»! - поддерживает наш разговор режиссёр кинотрилогии «Частное пионерское» Александр Карпиловский.

- Еще один шажочек в этом же направлении, - уверен Александр, - и мы раз и навсегда потеряем зрителя, испорченного низкосортным западным трэшем. Молодёжь привыкла смотреть фильмы, под которые можно жевать попкорн и болтать по телефону. Это то, чем кормят нас прокатчики и телеканалы. И то, от чего надо оберегать наших детей!..

Решение проблемы - на поверхности! В Китае, к примеру, работает целая система контроля кинопроката, при которой четко ограничено количество зарубежных фильмов в год и в приоритете отечественное кино. У нас же, наоборот, приоритет американских фильмов. И получается, что, показывая россиянам западные картины (а их в прокате 93 процента!), мы практически финансируем запад, инвестируя в чужое, а не свое кино.

- Уже несколько лет я слышу о налогообложении западных фильмов и поощрении проката отечественного детского и юношеского кино! - негодуя, разводит руками кинопродюсер Владимир Есинов.  - Но пока государство не сожмет кулак на разъевшейся шее кинопрокатчиков, дело с места не сдвинется.

Спасительный круг прилетел откуда и не ждали! Самоизоляция, карантин, введённые во всём мире из-за распространения коронавируса «Сovid 19», дали толчок развитию стриминговых платформ, онлайн кинотеатров. Для кинопроизводителей – это получение 50 процентов от прибыли, которые до этого съедал кинопрокат, для зрителей – возможность самостоятельно выбирать что и когда смотреть, формировать свою киноафишу…

ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА «НИЩЕТЫ»

Детские фильмы считались убыточными, производились мало и в основном при государственной поддержке по остаточному принципу. И только в прошлом году государственное финансирование «детского кино» выросло до 200 миллионов рублей за фильм! Но рано радоваться…  За 30 лет «безработицы» мы практически похоронили школу киносценаристов, а режиссёров детского кино – можно пересчитать по пальцам на одной руке! «Частное пионерское» - исключение из правил. В 2011 году на первый фильм кинотрилогии было выделено 28 миллионов рублей. На «Частное  пионерское 2» в 2013 году потратили и того меньше - 25 миллионов рублей. Но и эта стартовая финансовая поддержка была получена с боем…

А ведь детское кино - это кино государственного значения! Нужна не поддержка, нужна государственная программа по его развитию.

- Сегодня, когда «Частное пионерское» школьники уже растаскивают на цитаты, - с гордостью восклицает кинопродюсер Владимир Есинов, - я могу с уверенностью сказать, что доверие зрителей мы оправдали. Получилось хорошее кино! И за наши фильмы нам не стыдно! Мы гордимся ими!

Хорошее детское кино за четверть от так называемой «среднестатистической» суммы?! Простите, но хочется вспомнить Станиславского: «Не верю!»

- И правильно, что не верите, Сан Саныч! - смеётся, обнимая меня,  один из сценаристов, креативный продюсер «Частного пионерского» Татьяна Мирошник. - Чтобы найти недостающую сумму, мы обратились за помощью к руководителям 83 регионов России. Им было предложено купить права на фильм.

- Дай, угадаю! Ни один регион не пошел вам навстречу?!..

- В точку! К Республике Крым, как ты догадываешься, у нас особые, нежные чувства. Патриотические! Крымчанам мы уже передали все права на бесплатные показы... Безвозмездно!

- Спасибо!..

- А теперь лучше присядь... - прячет грустную усмешку Татьяна. - Как мы завершили работу над фильмом - хочешь  узнать?..

-Интересно!..

- Мы продали все прокатные права на один из лучших наших фильмов – военно-историческую драму «Рябиновый вальс», а на вырученные деньги доделали «Частное пионерское».

Новой России нужна база новых талантливых кинокартин патриотической тематики и фильмов для детей и семейного просмотра. Пока эта «корзина» не будет наполнена, будем плеваться на просмотрах фильмов, в которых что герои, что содержание - выхолощены до низменных инстинктов.

Раньше, в советское время, существовала система художественных советов, которые отсматривали все выходящие фильмы. Сегодня никто не смотрит на результат потраченных государственных денег, поэтому выходят детские фильмы, сделанные в худших традициях детских утренников, но до этого никому нет дела.

В 2013 году компания "Кинопрограмма XXI век" доверила прокат фильма «Частное пионерское» компании «Наше кино». На продвижение фильма было выделено 2,5 миллиона рублей.

- Мы так и не смогли получить ответ от компании «Наше кино»: на что и как были потрачены эти деньги?! - сетует продюсер Владимир Есинов. - «Наше кино» прокатывает в основном «не наше кино». Многие прокатчики даже не смотрят фильм, а лишь увидев возрастную категорию, тут же «списывают» детское кино в отстой. Так случилось и с нашим фильмом...

Это лишь подтверждает то, что прокат детского кино в тупике. И без вмешательства государства здесь не обойтись. Иначе мы потеряем не только зрителей, мы потеряем страну!..

 Согласно исследованию компании «Киноэкспертиза», в 2013 году чаще всего всей семьей люди ходили на фильм «Горько!». От этого действительно горько…

Подобная ужасающая ситуация не только с кинотеатральным прокатом, но и с телевизионным тоже. Недавно «Первый канал», ВГТРК и Министерство культуры РФ выбрали по пять недавно снятых лучших фильмов для детей, которые должны были быть показаны в эфире в 2014 году. В этот список попал и «Частное пионерское».  Фильм на телеэкраны так и не вышел! То ли правая рука не знает, что делает левая, то ли двойные стандарты становятся практикой работы с кинопроизводителями?..

- Помнится, в День защиты детей «Первый канал» провел грандиозную благотворительную акцию в «Артеке», с приглашением единственного детского фильма "Частное пионерское", - вспоминает продюсер Владимир Есинов.  - Там, в «Артеке», я рассказывал детям о фильме и был уверен, что наконец его возьмут для показа по федеральному каналу. Но, увы, акция прошла, а фильм наш по-прежнему шагает по стране только благодаря кинофестивалям…

 

Александр БЕЛАНОВ

Генеральный директор кинокомпании «Грифон фильм» и Продюсерского центра «Крымский мост», член жюри Международного фестиваля античных искусств «Боспорские агоны»

Фото автора.

Размещение: Екатерина Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ