купить билет

«БОРИС ПЕТРОВИЧ», СОЗДАННЫЙ В КЕРЧИ

С началом Великой Отечественной войны труженики керченского тыла, как и всей страны, стали работать под девизом «Всё для фронта, всё для победы!».

 


В частности, в середине августа 1941 г. в механических мастерских железорудного комбината началась (под руководством главного механика И. В. Хохлова) постройка бронепоезда «Горняк». Он представлял собой забронированный паровоз серии ОВ № 5370 с построенной заново бронеплощадкой. На тендере установили крупнокалиберные пулемёты ДШК, на бронеплощадках — по две мелкокалиберные пушки. 25 сентября 1941 г. «Горняк» отправился в Севастополь. Сопровождали его керчане: машинист И. И. Никитенко, помощник машиниста С. М. Орлов, кочегар И. А. Бакланов, а также машинист-инструктор Ф. В. Резник.

Военная комиссия, осмотрев материальную часть, приняла решение внести изменения в оборудование бронепоезда. На морском заводе изготовили пять бронеплощадок для более крупного вооружения и две бронедрезины. На бронеплощадках были установлены орудия, миномёты и пулемёты. Следует отметить, что в дальнейшем бронепоезд довооружался. В декабре 1941 г. — тремя полковыми миномётами, а весной 1942 г. команда получила ещё четыре орудия среднего калибра, три крупнокалиберных пулемёта ДШК и два полковых миномёта.

Бронепоезд мог оказать противодействие и пехоте, и танкам, и самолётам, но ему обязательно требовались — наличие укрытия и, в случае необходимости, смена огневой позиции. Бронедрезина осуществляла разведку. Выходя заранее, она следовала впереди бронепоезда. С неё по рации сообщалось на командный пост об опасностях по пути следования — разбитом пути и т. д. Бронепоезд необходимо было снабжать водой и топливом, а команду — продуктами питания, водой и боеприпасами. Для более быстрого продвижения по подъёмам пригнали паровоз серии ЭХ (толкач), так как вес брони, вооружения и боеприпасов не соответствовал мощности паровоза серии ОВ. Общая численность личного состава бронепоезда составляла 230 краснофлотцев, в их число вошли и керчане, сопровождавшие бронепоезд из Керчи.

«Горняк» был готов к предстоявшим боям. Название ему дали другое — «Железняков» — в честь героя Гражданской войны матроса Анатолия Железнякова. Сами краснофлотцы называли свой бронепоезд уважительно «Борис Петрович». Начальство об этом знало и нередко тоже называло его именно так.

В ночь на 7 ноября 1941 г. бронепоезд двинулся на защиту Севастополя. За ним усиленно охотились вражеские бомбардировщики и подсылались диверсионные группы, но он регулярно выходил на боевые задания. Уничтожал доты и дзоты противника, миномётные и пулемётные точки, прикрывал своим огнём наши наземные силы, неоднократно выходил навстречу атакующим фашистам, и на малом ходу 4 бронеплощадки вели артиллерийский, миномётный и пулемётный огонь. В боях за Севастополь личный состав бронепоезда был удостоен почётного звания «гвардейский».

Бронепоезд погиб в конце июня 1942 г. Троицкий тоннель — укрытие — был завален с обоих концов в результате действия вражеской артиллерии и авиации. Бойцы смогли расчистить небольшой проход, но высвободить бронепоезд из земляного мешка оказалось невозможным, и «Борис Петрович» был взорван. От начала формирования на тот момент осталось не более 40 % личного состава. Команду разделилась на два отряда. Первый ушёл к Севастополю, второй остался вблизи тоннеля, прикрывая отход товарищей. Ушедший отряд почти полностью погиб под Херсонесом. Моряки арьергарда частью погибли в последнем бою, частью попали в плен в начале июля 1942 г.

Бронепоезд «Горняк» — «Железняков» — «Борис Петрович» стойко и мужественно сражался в боях за Севастополь, но построен он был в Керчи и в личный состав команды входили и наши земляки.

 

Текст: С. П. Литвинова, старший научный сотрудник отдела фондов

Фото. Бронепоезд «Железняков» выходит на позиции. Севастополь, ноябрь 1941 г. URL: http://novoross.info/kray-russkiy/15900-krym-kray-russkiy-zelenyy-prizrak-sevastopolskoy-kreposti.html