купить билет

Е.А. КАРЦЫГАНОВ. СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА

Вся жизнь Евгения Александровича Карцыганова (1932–2016), известного крымского графика, акварелиста, живописца, Заслуженного художника Украины, связана с Керчью.


Здесь родился в 1932-м, сюда вернулся в 1959-м после окончания Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша (преподаватель — А. А. Пузыревич). В 1962 г. становится членом Союза художников СССР. С 1960 г. — участник более 70 крымских, республиканских и всесоюзных выставок, в том числе пяти Всесоюзных выставок акварели. Впечатляет хронология персональных выставок:1970 — Керчь, 1971 — Симферополь, 1973 — Москва; зарубежных выставок: 1970, 1981 — Куба, 1973 — Мексика, 1974 — Венгрия, 1975 — Болгария, 1977 — Австрия, 1979 — Австралия, 1990 — Испания, 2000 — Италия, 2001 — США.

Начало творческого пути Евгения Александровича совпало с периодом «хрущёвской оттепели», когда от идеологического давления постепенно освобождалось и искусство, расширялись возможности акварельной живописи, которой художник отдавал предпочтение. Он много, напряжённо и плодотворно трудился, «по трое суток напролёт», в поисках собственного способа самовыражения. Своим трудом, талантом и характером создавал и свою мастерскую, и свою художественную судьбу. Жизненное кредо: требовательность к себе, ответственность, искренность, поэтическое восприятие мира. Именно его ответственность, строгость, твёрдость характера, а подчас и жёсткость по отношению, прежде всего, к себе и к своей работе позволили ему понять тот сокровенный секрет мастерства: вычёркивая лишнее, несущественное, оставлять основное, характерное. «Чем больше уберёшь второстепенного, тем лучше будет работать главное», — говорил мастер.

Профессионально точная оценка его работ дана искусствоведом Людмилой Ивановной Бойко: «Художник немногословен, избегает подробностей и деталей. Цвет и форма его акварелей лаконичны и строги. Его пейзажи не повторяют натуру, не копируют её, а передают впечатление, настроение, вызванное натурой».

География творческих командировок художника обширна: водным путем от Москвы-реки до иранской границы, побывал на берегах практически всех океанов и на всех континентах, исходил вдоль и поперёк по древней и прекрасной крымской земле. С большой эмоциональной выразительностью создавал он художественный образ родной земли в разное время дня и года, воплощая в поэтических пейзажах свои впечатления от увиденного: вешние воды Седнева и белые ночи Карелии — края голубых озёр; церковь, словно вырастающую из горы, старые деревянные избы Лычного острова, баньки, освещённые вечерним солнцем, звоны церквей Ростова Великого, малиновые и золотые зори русских рек. Величественная первозданная природа…

Е. А. Карцыганов — пейзажист по призванию, с любовью обращаясь к природе Крыма, красоте «земли полуденной», стремился развивать лучшие традиции отечественного реалистического искусства. Художник шёл по пути образного воплощения того, что вызывало восторг и отклик в его душе: корона величественного горного массива Чатыр-Дага, отроги Кара-Дага, горные склоны и равнины, каньоны и скалы, морские просторы, виноградные плантации, занимающие почти всё пространство листа. Багряные леса, предвечернее зелёное небо осенних пейзажей, минареты и крыши Бахчисарая, старые домики и улочки Соколиного и Гурзуфа, сказочные Адалары — своеобразная крымская мозаика, воспетая мастером.

Привлекла художника и актуальная в те годы индустриальная тема: выразительность конструкций и форм, дышащие огнём печи металлургического комбината, гигантские машины, лучи прожекторов и всполохи от сварочных работ в доках судостроительного и судоремонтного заводов, грандиозность и величественность производства на железорудном комбинате наполняет гордостью и оптимизмом человека-созидателя, мечтающего о преобразовании жизни. Геометрическая чёткость рисунка, обобщённость цвета, световая насыщенность оживляют композицию динамикой и созидательным началом. Будучи в глубине души романтиком, художник изображает тяжёлые, железобетонные конструкции башенных кранов порта в светлой и лёгкой, розово-голубой дымке, что придаёт пейзажу особую поэтичность.

Особое место в творчестве художника занимает тема родного города, его неповторимого своеобразия. «Я всю жизнь прожил в Керчи и очень люблю свой родной город», — писал Евгений Александрович в автобиографии. Отбирая главное, характерное, он создаёт собирательный обобщённый образ старой Керчи, города 26-вековой культуры, города своего детства. Митридатские улочки, вымощенные булыжником, старые удивительно уютные дворики, в одном из которых он родился, стёршиеся каменные стены, солнце и тень, лестница, подымающаяся среди разбросанных по горе кварталов, — всё наше, легко узнаваемое, но как бы увиденное из глубины сна, сказки. Храм Иоанна Предтечи, словно осиянный солнцем, вырастает в перспективе узкой, затемнённой улочки… Простые городские строения превращаются в романтические замки, современные пароходы и рыбацкие лодки — в сказочные корабли. Древняя гора Митридат, современный порт, кварталы новостроек — такое сочетание старины и настоящего невольно рождает в душе чувство нереальности, сказочности, фантастичности.

О Евгении Карцыганове как о яркой индивидуальности, одном из самых молодых авторов Всесоюзной выставки акварели в Москве (1973) отзывалась искусствовед Наталья Прокофьева: «Красочная палитра Карцыганова строга, сдержанна и часто кажется однообразной. Он любит холодные сумрачные тона, соотношения белого и серого, стального и сиреневого. Однако некоторая монотонность цвета восполняется декоративной сгармонизированностью целого. Все эти средства художественной выразительности создают ощущения сказочности, первозданности природы, романтический, одухотворённый образ которой раскрывает Карцыганов в своих произведениях. В поисках образной структуры произведения Карцыганов пробует самые различные формальные приёмы композиции, строит пространство в глубину и на плоскости, а порой прибегает к обратной перспективе. Он меняет фактуру, усложняет и варьирует цветовые сочетания, видоизменяет объёмы, делая их всё более причудливыми».

О силе воздействия картин художника на зрителя красноречиво свидетельствует отзыв одного из гостей выставки: «Выставка производит впечатление огромное. А перед Карцыгановым я снимаю шляпу».

Художник обладал даром цветовой композиции, умением дать иллюзию натуры, приближая вплотную к зрителю. Каждая картина или этюд — это его отношение к миру, к природе, к нам, материал в свете и цвете личных переживаний, волнений, настроения, сомнений и восторгов, вдохновения и состояния души. В листы, в которые художник вложил душу, талант и труд, словно в окна малой родины, смотрят люди глазами этого незаурядного мастера.

Основные произведения: «Под мирным небом» (1960), «У рыбаков Азова» (1968), «Крымская мозаика» (1968–70), «Керчь индустриальная» (1970–71), «О моём городе» (1988), «Боспор Киммерийский» (1990).

Репродукции известных работ Карцыганова печатались в журналах «Работница» № 1 (1961), «Искусство» (1970), «Дружба народов» № 3 (1970); альбомах «Современная украинская акварель» (1978), «Современная советская акварель» (1983), «Крымский пейзаж» (1990); в альманахах «Крымский альманах» (1960) и «Дух вечности вечен» (2000–2001); подборках почтовых открыток и конвертов.

Произведения талантливого художника входят в коллекции живописи и графики художественных музеев и картинных галерей Москвы и Киева, Симферополя и Феодосии, Севастополя и Керчи. Многие произведения закуплены Союзом художников СССР, Министерством культуры СССР, предприятиями и организациями, находятся в частных коллекциях разных городов и стран.

Кроме творческой деятельности, Е. А. Карцыганов активно занимался и общественной: один из организаторов, а с 1993–2000 гг. председатель Керченской организации Союза художников Крыма, Союза художников Украины, член Городского совета.

В 1990 г. Евгению Александровичу присвоено звание Заслуженного художника Украинской ССР. Более чем 45-летний честный и напряжённый труд мастера отмечен наградами: Диплом Союза художников СССР (1972), Диплом Союза художников Украинской ССР (1975), Грамота Национального Союза художников Украины (2000), Золотая медаль Всероссийской творческой общественной организации Союза художников России (2015). Это особое признание заслуг художника перед Отечеством.

 

Текст: Т. М. Дашевская, научный сотрудник отдела фондов 

Фото (титульное). Е. А. Карцыганов. Митридат (1990). Из фондовых коллекций ВКИКМЗ

Корр. комп. набора: Н. Н. Непомнящая, лит. редактор