купить билет

Элегантность и сдержанность (женский быт 50-60-х гг. ХХ в.)

Для многих посетителей исторических музеев история Советского Союза 50–60-х гг. ХХ в. — уже далёкое прошлое. Что современная молодёжь знает об этом? И как она об этом судит — по рассказам бабушек и дедушек или по одиозным мнениям политиков или литераторов?

Возможно, проще самим зайти в залы музея и окунуться в мир середины прошлого века, рассмотреть предметы, составлявшие повседневное окружение керчан.

В этом может помочь выставка «Накануне праздника», наполненная вещами, многим из которых уже более полувека. Для посетителей музея очень привлекательными стали предметы женского быта этого времени. Броши, пудра, платье, зонтик и веер… Сразу возникала масса вопросов: «А что носили?», «А какой был макияж?», «А из чего это платье?». На некоторые из них мы и постараемся ответить.

С начала 1950-х годов вплоть до 1959-го советские женщины выглядели практически так же, как и в послевоенное время: в моде широкие плечи и платья, надетые с пиджаком или жакетом. Это было обусловлено не только трудностями послевоенного восстановления экономики, но и тем, что в СССР культивировался образ скромной труженицы.

На Западе же в это время господствовал диоровский new look. Женственный стиль, предложенный Кристианом Диором в 1947 г., за несколько лет завоевал всю Европу, но в Советский Союз пришёл с сильным опозданием. Дело в том, что пышные многослойные юбки требовали большого расхода ткани, а платья узкого силуэта считались достаточно нескромными. Окончательно new look проник в СССР в 1956 году, когда на экраны вышел знаменитый фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в котором Людмила Гурченко исполняла песню «Пять минут» в платье от Диора.

Стандарты пошива одежды для фабрик в 1950-е годы соответствовали экономической ситуации в стране: приветствовалось производство одежды из недорогих тканей, с минимумом деталей и максимально простого кроя. За образец принимались эскизы из модных журналов Болгарии, Польши, Латвии, которые пользовались огромной популярностью. В Советском Союзе также издавались журналы с фасонами одежды, например, «Мода».

Постепенное проникновения западного стиля в Советский Союз, хоть и со значительным опозданием, но всё же повлияло на развитие отечественной моды: именно в 1950-х в СССР стало приличным носить декольте и элегантную обувь на каблуке. Советские модельеры стали адаптировать стиль new look к отечественной действительности: в моду вошли удлинённые платья с осиной талией и пышной юбкой, а также узкие платья, прикрывающие колени, с басками и поясами. К новому типу платья нужно было покупать нижние юбки, специальное бельё, чулки и туфли. Женщины, желавшие одеваться «не так, как все», обращались к частным портным (возможно, кто-то ещё помнит забытое слово «модистка»). В школах были введены уроки шитья, в киосках и магазинах стали продавать готовые выкройки — советским женщинам рекомендовалось учиться шить самостоятельно.

А вот косметикой пользовались по-прежнему мало. Идеальная советская женщина всегда представлялась ухоженной и привлекательной, но при этом должна была оставаться естественной: «Каждая женщина, как бы она ни была занята, должна ухаживать за лицом, руками, волосами», «ежедневно уделить своей внешности 10–15 минут может любая». Естественность — это главная характеристика советской красоты, противопоставляемая «искусственной красоте Запада». В журналах того времени читаем: «Неприятно видеть молодых девушек, слепо подражающих западной моде и раскрашивающих лицо так, что за гримом трудно различить живые краски юности, обаяние девичьей красоты. Использование искусственных средств для усиления привлекательности оказывается в опыте советских женщин случайным, часто предстаёт как заблуждение молодости». Тем не менее, губная помада оставалась любимым средством для нанесения макияжа. Популярной была также пудра — душистый порошок белого, розового или розовато-жёлтого цвета. Она впитывает выделения кожи, защищает от воздействия солнечных лучей и придаёт ей матовый оттенок. К лучшим сортам пудры относились «Вечерняя», «Красная Москва», «Кремль», «Манон», «Сказка».

Выставка «Накануне праздника» знакомит с теми предметами, которые служат настоящим образцом того, чем пользовались советские женщины 50-х и 60-х гг. ХХ в.: флакон шипрового одеколона «Эллада» с насыщенным, немного терпким запахом; пудра «Вечерняя»; помада (непременно красного оттенка), настоящие китайские веер и зонтик (свидетельства дружбы СССР с КНР) — незаменимые аксессуары в летний зной. Ещё несколько дней, и эти экспонаты вернутся в фонды. Наверное, самое время зайти в музей и вспомнить, как создавали свой женственный и элегантный образ советские женщины. А те, кто не застал это время, могут привести с собой мам или бабушек, которые со знанием дела расскажут о той, для многих уже далёкой эпохе.