купить билет

Исконное сокровище керченской земли: «Змееногая богиня»

Сегодня мы начинаем серию публикаций, посвященных экспонатам из  коллекции Керченского историко-культурного заповедника, которые находятся на выставке в Амстердаме.


  Среди экспонируемых на выставке в Амстердаме памятников, по мнению всех исследователей, самой ценной в научном и художественном значении считается двустороннее скульптурное изображение «Змееногой богини». Эта архитектурная скульптура, демонстрировавшаяся ранее в Керченском историко-археологическом музее, открывала выставку «Крым – золотой остров в Черном море» в городе Бонн (Германия), а в музее Алларда Пирсона в Амстердаме (Нидерланды) боспорская богиня зазвучала заключительным аккордом, являя собой собирательный образ смыслового содержания выставки.

….Она пришла в наш мир более ста лет тому назад. «Прорастающая Дева», «Змееногая богиня», «Миксопарфена» - мы называем по-разному Ее, Великую богиню, властительницу двух миров, подлинное имя которой скрыто во мгле веков…

…Памятник был найден в центре современной Керчи, где в древности располагался Пантикапей – столица могущественного Боспорского царства. В результате раскопок директора Керченского музея С.И. Веребрюсова 1882-1883 годов на северном склоне горы Митридат была открыта уникальная скульптура, известная мировой научной общественности под названием «Змееногой богини». Статуя была найдена без головы. В последующие годы в результате раскопок председателя Императорской Археологической комиссии графа А.А. Бобринского были обнаружены и другие фрагменты скульптуры: голова вместе с нижней частью головного убора в виде цветочного бутона, вырастающего из листьев лотоса; рука, держащая побег растения, и несколько других фрагментов. Эти детали воспроизведены в рисунках керченского археолога-любителя, художника и преподавателя гимназии Ф. И. Гросса

Из истории исследования и реконструкции памятника: В начале XX века не-мецкими исследователями Г. Кизерицким и К. Ватцингером в каталоге «Griechische Crab-relief aus Sűdrussland» (1909) опубликован лишь безглавый торс статуи. В 1951 году А.П. Иванова публикует в научном журнале «Советская археология» статью «Местные мотивы в декоративной скульптуре Боспора», в которой скульптура представлена уже с головой, но еще без венчающей ее цветочной «короны». Так выглядело изваяние после первой реставрации. «Корона» и другие детали аканфа были присоединены к скульптуре в процессе второй реставрации, выполненной реставраторами Керченского музея. В 1960-1970-е годы В.Д. Блаватский («Пантикапей. Очерки истории столицы Боспора», 1964 г.) и за ним И.Д. Марченко («Об акротериях Пантикапея», 1984 г.) воспроизводят акротерий в том новом облике, в котором он существует сегодня.

В сегодняшнем виде изваяние представляет собой двустороннее изображение женской фигуры, нижняя часть живота которой закрыта аканфовыми листьями. Из-под аканфа в стороны расходятся скрученные жгутом растительные побеги, закручивающиеся в тугие волюты, которые богиня придерживает руками. В центре волют изображена розетка (цветок) с восемью лепестками. Овальное лицо богини обрамлено змеевидными прядями. Широко раскрытые, обведенные кольцом век глаза близко посажены к переносице. Рот маленький, ширина его почти равна ширине носа, узкие губы хищно изогнуты. Подбородок округлый, тяжелый, слегка выступающий вперед. Головной убор в виде бутона цветка, готового распуститься.

Изваяние выполнено в декоративной манере, характерной для архитектурной скульптуры. Этот любопытнейший памятник работы боспорского мастера выполнен из местного керченского известняка и имеет весьма внушительные размеры: высота его в современном виде достигает 124 см. Учитывая утраченные детали головного убора, можно предположить, что первоначально высота изваяния составляла около двух метров. Не меньшую высоту должна была иметь и стела, к которой относилось данное навершие в виде «прорастающей» женской фигуры. Это обстоятельство учел скульптор при передаче лица изваяния. Он утяжелил подбородок, удлинил пропорции носа, а глаза разместил под таким углом, что взгляд богини направлен вниз, навстречу взгляду смотрящего на нее снизу человека.

В коллекции лапидарных памятников заповедника хранятся многочисленные фрагменты от этого акротерия и, вероятно, от других аналогичных памятников – жгуты аканфа, закрученные побеги с листьями и цветами. Эти фрагменты позволили предполо-жить, как могла выглядеть эта скульптура. Выполненная архитектором Керченского историко-культурного заповедника Р.Г. Синенко в результате тщательного исследования графическая реконструкция двустороннего изваяния «Змееногой богини» признана учеными научно достоверной и стала визитной карточкой Керченского музея, известной во всем мире.

По мнению выдающегося исследователя античного искусства Е.А. Савостиной, скрытый смысл иконографии уникальной скульптуры из Керчи сложен и многозначен. С древнейших времен во многих культурах были широко распространены изображения «прорастающих» и «змееногих» богов и богинь. В древнем Египте владычица неба богиня Хатор, дарующая плодородие, изображалась в цветущей короне, представляющей собой пышное фантастическое растение, в ветвях которого бродят львы. Хатор, появляясь из цветка лотоса, является проводником (стеблем) соков земли, питающих растения, на побегах которых умерший поднимается на небо.

В Древней Греции с архаического периода образ девы-змеи известен как оберег и дающее жизнь божество. В образах «прорастающих» божественных существ сочетание буйно растущих побегов и листьев и человеческого торса служит идее произрастания из земных глубин, идее возрождения после смерти.

Такова главная идея изображения и керченской «Змееногой богини»: через понятия жизненной силы, бессмертия этот образ передает мифологические представления о жизни во всей полноте ее смыслов, заложенных в иконографии скульптуры. Эта скульптура, по мнению исследователей, символизирует древо жизни. Центром скульптурной композиции является обнаженный женский торс, как кружевом, обрамленный растительными побегами, листьями и цветами. Это обрамление – не декоративный фон, сама богиня и есть и корень, и ствол этих побегов, прорастающих из ее тела во все стороны. В нижней части фигуры в центре завитков скрывается цветок - аканф зацвел, в среднем ярусе у плеч богини, изображены круглые плоды. Верхний ярус – «корона» статуи состоит из молодых побегов и бутонов, обещающих новый рост, новое цветение. Таким образом, боспорский ваятель передал мифологические представления древних греков о вечном круговороте жизни и смерти.

Однако этими представлениями образ «Змееногой богини» – «Прорастающей Девы» не ограничивается. Другой важный момент в иконографии скульптуры – многоликость образа богини: статуя двусторонняя, воспроизводящая изображение женской полу-фигуры с двух сторон. Двойственность структуры изображения выражает гармоническую связь начала и конца, жизни прошедшей и жизни будущей – единство противоположностей. Смерть в древности воспринималась как переходное состояние из мира живых (человеческого) в мир мертвых (божественный). Это пограничное состояние, миг, когда оба мира имеют равную силу, и отражает «двусторонность» образа богини.

Изображение девы, у которой вместо ног растительные побеги, традиционно ассоциируется исследователями с персонажем легенды, рассказанной Геродотом, – «Змееногой богиней» скифов. Она была одним из самых почитаемых персонажей местного панте-она, покровительницей плодородия.

Согласно мифу, пересказанному Геродотом, местная нимфа с телом змеи и люби-мый греками герой Геракл были родоначальниками скифов. Геракл, во время свершения одного из своих подвигов, оказался в тогда еще необитаемых Киммерийских землях. Как-то раз, утомившись, герой заснул, и в это время его кони чудесным образом исчезли. В поисках коней Геракл набрел на пещеру, где обитала нимфа с телом наполовину прекрас-ной девы, наполовину – змеи. Женщина-змея призналась герою, что кони его у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Прожив с Гераклом три года, Змееногая богиня родила ему трех сыновей: Агафирса, Гелона и Скифа. Когда сыно-вья выросли, мать дала им оставленный Гераклом лук и пояс с подвешенной на нем золотой чашей и велела сыновьям натянуть лук и опоясаться волшебным поясом. Лишь один из них – Скиф, младший, справился с задачей и остался в стране, старшие же братья были изгнаны из страны. Вот от этого Скифа, по легенде, и произошли все скифские цари.

Поселившись на берегах Боспора Киммерийского, греки «узаконили» свое присутствие в этих землях, поставив легенду себе на службу. В мифологии древних греков миф о связи Геракла с местной Змееногой богиней иллюстрировал комплекс представле¬ний о гармоническом союзе, в котором объединяются противоположные начала: природное, подчеркиваемое змеиной, хтонической сущностью местной нимфы, и цивилизующее начало, которому подчиняется дикая, стихийная природа, с которой в сознании греков ассоциировался варварский мир.

Хранящиеся в коллекции Керченского заповедника фрагменты подобных скульп-тур свидетельствуют о популярности сюжета генеалогической легенды о происхождении скифов, пересказанной Геродотом. Змееногая богиня почиталась на Боспоре как прародительница скифов, а образ этой великой скифской богини был весьма популярен не только в Киммерийских землях, но и в искусстве древнего мира, став устойчивым символом возрождения. Распространенность данного сюжета говорит о важности и значимости самого известного акротерия из Пантикапея как необъемлемой части истории керченской земли, составляющей единое целое с историей всемирной культуры. Именно с керченской землей, с ее историей связан образ «Змееногой богиней», именно в ней она черпает силу, как герой греческой мифологии Антей. И, так же как Антей, в отрыве от родной земли «Змееногая богиня» теряет огромную часть своей научной исторической значимости. Возвращение уникальной скульптуры на родину – первая и важнейшая задача, стоящая перед всеми, кто не равнодушен к истории и культуре своей земли. Мировое культурное наследие принадлежит всему человечеству, и это не требует доказательств, мы обязаны сохранить его и донести до потомков. Несколько поколений сотрудников Керченского музея, истинных энтузиастов своего дела, с огромным пиететом сохраняли, берегли, реставрировали, исследовали уникальные памятники античной культуры, пережившие войны и лишения. Невозможно представить, что сегодня, в мирное время, у кого-то поднимется рука лишить Керченский музей и создававших его людей лучших экспонатов, любезно предоставленных Керченским заповедником для выставки в Амстердаме.

Продолжение следует...

 
Фотографии скульптуры Змееногой богини в выставочных залах Керченского му-зея в 20-30-е гг. XX века

Реконструкция первоначального образа Змееногой богини