купить билет

НА СТЫКЕ ДВУХ МОРЕЙ

Удачное транзитное положение Керчи на стыке двух морей предопределило её участие в морских перевозках в Азово-Черноморском регионе и учреждение морского, прежде всего торгового порта. История Керченского морского торгового порта восходит к концу XVIII века.

 


Ещё в 1775 году российская императрица Екатерина II своим указом предоставила грекам из Албанского войска право при желании «…основать селение своё в городах Керчи и Еникале» и пообещала открыть там «свободный и вольный порт». Однако и в конце XVIII, и в начале XIX веков идея обустройства в Керчи «свободного», то есть беспошлинного порта оставалась всего лишь мечтой местных жителей.

Неисполнение этого обещания объяснялось тем, что с включением в состав России в 1783 году всего Крыма и строительством Севастополя крепости Керчь и Еникале потеряли своё прежнее стратегическое значение. С учреждением в начале XIX века портов в Одессе, Таганроге и Феодосии торговле в Керчи и Еникале был нанесён новый удар. Таможенные и карантинная заставы по специальному указу, выхлопотанному Феодосийским градоначальником, вошли в состав Феодосийской таможни.

Судам, следовавшим в Азовское море, было запрещено выгружаться в Керчи. Капитаны судов становились на якорь вблизи керченской карантинной заставы в ожидании солдат, которые сопровождали корабль в Таганрог. Наблюдатели обязаны были следить за ним, чтобы корабельные грузы не попадали на берег раньше, чем пройдут карантин в Таганроге. Ждать приходилось иногда долго, а то, что в южных областях время от времени вспыхивали эпидемии, свидетельствовало о том, что солдаты карантинной полуроты всё же допускали некоторые исключения из тех правил, соблюдать которые они должны были неукоснительно. Неблагоприятный для Керчи порядок чиновники объясняли тем, что небольшая керченская застава не имела карантинных сооружений соответствующих размеров. В то время карантин находился вблизи небольшого посёлка, носившего название Ампелаки (от греч. «сады»), поскольку вокруг него, действительно, находились сады местных жителей. Позже посёлок стал называться Старым Карантином, в отличие от Нового, выстроенного два десятилетия спустя.

Объективные условия, однако, как нельзя лучше способствовали развитию города. Его удачное географическое положение рано или поздно должно было сыграть свою роль. Одним из крёстных отцов керченского порта стал итальянец Скасси, который покинул родную Геную ради поисков счастья в далёкой России. Местные острословы говорили, что вначале Скасси перебрался на жительство в Феодосию, но затем за свою страсть к азартным играм был изгнан оттуда местным обществом. Попав волею судьбы в Керчь, Скасси проникся идеей основать торговлю с народами Кавказа через керченский порт и с энтузиазмом взялся за то, чтобы добиться указа о его учреждении. В 1816 году он подготовил докладную записку о необходимости открытия в Керчи порта. Заручившись поддержкой Новороссийского генерал-губернатора Ланжерона и других вельмож, Скасси отправился в российские столицы, чтобы выхлопотать желаемое.

Обстоятельства благоприятствовали его затее. В мае 1818 года император Александр I, путешествуя по югу России, вслед за своими братьями, решил посетить Керчь. Этому, вероятно, способствовал пример великого князя Михаила Павловича, который в 1817 году, проезжая Керчь, осмотрел найденные П. Дюбрюксом в керченских курганах древности и даже подарил последнему некоторую сумму денег на продолжение раскопок.

По свидетельству сопровождавшего Александра I в этом путешествии А. И. Михайловского-Данилевского, император, осматривая с вершины горы Митридат Керченскую бухту, заметил: «Жаль только, что эти моря не оживлены торговыми кораблями!»

В 1821 году Александр I, уступив настоятельным просьбам заинтересованных лиц, подписал указ об учреждении Керчь-Еникальского градоначальства и открытии в Керчи порта для ввозной и вывозной торговли. Объявление о последнем событии поступило в канцелярию Таврического губернатора в конце декабря 1821 года. Первоначальный текст объявления был на французском языке. Для обнародования документа губернатор поручил перевести его на русский язык, поскольку в пределах Керчи все крупные торговцы были греками.

В навигацию 1822 года керченский порт открылся для торговых операций. Тогда же начали действовать портовая карантинная контора и портовая таможня. К 1828 году было окончено строительство нового карантина, расположившегося на середине дороги из Керчи в Еникале. Карантин, построенный по проекту инженер-полковника К. Потье, поражал воображение современников своими размерами и «тщательностью устройства». По свидетельству керченского градоначальника Ф. Ф. Вигеля, карантин, строительство которого обошлось казне в 347 тысяч рублей, мог считаться «первейшим в России и не последним в Европе». Заметим, между прочим, что Скасси не удалось воспользоваться плодами собственной победы. Он не сумел занять ни один из сколько-нибудь заметных постов в новых учреждениях, хотя, вероятно, к этому и стремился.

Открытие в Керчи порта самым благоприятным образом сказалось на экономике региона. С 1824 года в пользу города стал взиматься якорный сбор с судов, приходивших к керченскому порту. Кроме того, городскую казну пополнял ластовый сбор, который уплачивался и владельцами торговых судов, и владельцами каботажных лодок, выполнявших погрузочно-разгрузочные работы в проливе. В 1828 году было принято решение о предоставлении в пользу Керчи в течение 25 лет 10 % таможенных доходов.

В конце 20-х – начале 30-х годов XIX века жители города получили от правительства ряд льгот, среди которых были разрешение на получение ссуд на постройку каботажных судов, льготное налогообложение, безвозмездные ежегодные ссуды на обустройство города и другие. Экономический подъём, связанный с открытием в Керчи порта, имел следствием стремительный рост численности городского населения, которое по сравнению с началом XIX века увеличилось почти в 10 раз и составило к 1847 году 12 тысяч человек.

К 80-м годам XIX века керченский порт превратился в крупную узловую морскую станцию. Общий объём морской заграничной торговли всех азовских портов в этот период достигал 100 млн пудов.

Львиная доля грузоперевозок приходилась на зерновой хлеб, который вывозился в Англию и страны Средиземного моря. Для прохода мелководным Керчь-Еникальским проливом пароходы при входе в него отгружали часть зерна на баржи, которые затем следовали за пароходом в Чёрное море, а за мысом Ак-Бурун уже в обратном порядке производилась перегрузка. Всего в год в проливе перегружалось свыше 4 млн пудов зерна.

Кроме зернового хлеба, из портов Азовского моря, главным образом из Мариуполя, вывозился каменный уголь. На эти два груза приходилось 84 % всего грузооборота как по заграничной торговле, так и по каботажу.

Постоянно увеличивался и общий объём каботажной торговли, проходившей через керченский порт. В среднем, по официальным данным, с 1881 по 1892 годы из Керчи было вывезено 3876000 пудов различных грузов. Главными предметами вывоза из Керчи в черноморские и азовские порты были мука, соль, рыба, известняк. Ввозились зерно, каменный уголь, лесоматериалы и другие товары.

 

Текст: Н. В. Быковская, заместитель директора по научно-фондовой работе КИКЗ

Фото: Керченский порт. Литография. Первая треть XIX века. Фонды КИКЗ