OK, GOOGLE, ЧТО ТАКОЕ «ДЕПО ПЕГАСА»?

Говорят, по нынешним временам, чтобы составить представление о каком-либо предмете, его следует «загуглить», то есть, «забить» нужное название в строку поисковика «Google». И что же мы видим, вписав туда «Депо Пегаса. Керчь»?


«Литературная газета» ...на страницах которой уже встречались; лихо и феерично отметила «Ника и её воображаемые друзья»... «И снова я в моей Пантикапее»... экстравагантный  Таврический пердимонокль; Пегасьи бои... – и так страниц десять полной абракадабры из которой узнаётся разве что только «Литературная газета». С неё и начнём. Именно упоминание о Керченской молодёжной литературной студии «Депо Пегаса» в старейшей, центральной, можно сказать, газете о литературе и даёт понимание того, что «Депо Пегаса» в России явление неординарное. Именно в России, а не только в Крыму – тут нет особой натяжки. Вспомним хотя бы документальный фильм «Литературный резерв» о современном состоянии чтения в стране, прошедший в «год Литературы» на телеканале «Культура» - уже тогда в качестве примера молодежного литобъединения было показано именно керченское «Депо Пегаса», единственное! И это был не единственный наш визит на канал «Россия К» - преподаватель студии Злата Андронова комментировала биографический эпизод о керченском поэте-футуристе в фильме «Литературной газеты» - «Летописцы и буревестники». Впрочем, сняться в кино, понятное дело – дело экзотическое. А вот где со студией «Депо Пегаса» можно встретиться, так сказать, «на регулярной основе», так это мероприятия литературного толка, и чаще ею же, студией, изобретённые. Как, например:

Всероссийский поэтический интернет-турнир «Пегасьи бои» от имени Союза писателей Республики Крым и под эгидой «Литературной газеты», но это мероприятие большей частью онлайн или скайп-конференцией. Куда как зрелищней, проводимый нами в Симферополе, Республиканский фестиваль театрализованной поэзии «Таврический пердимонокль». И ничего, что аж в Симферополе. Спектакль из «Пердимонокля» после показывается на какой-нибудь большой домашней сцене. Как, например, культурного центра  им. Ю. Богатикова, на которой не ежегодно, но, скорее, с юбилейной частотой проводится нами Республиканский поэтический конкурс им. А.Г. Шенгели в порядке кампании по популяризации имени знаменитого в своё время поэта-футуриста и нашего земляка. В рамках этой кампании была установлена памятная табличка, а также составлен и издан за счёт благотворительных средств сборник: «И снова я в моей Пантикапее». И это не единственный пример подлинно издательской деятельности «Депо». Да, наши студийцы не только публикуются в солидных российских, белорусских и украинских журналах, сборниках и альманахах, но производят и оригинальный собственный сборник «Депо Пегаса».

Где ещё ежегодно можно увидеть студийцев, так это... на табуретке. Буквально. На деревянной или пластиковой табуретке, установленной на городской набережной, с которой они читают стихи свои и Маяковского В.В., коему и посвящена эта Всероссийская акция: «Поэты на табуретке». Но это совсем уж просто – залез и читай. А мы простых путей не ищем. Поэтому, наверное, наш наставник (по мнению «Российской академии изящной словесности» – «почётный») умудряется продвигать бренд «Депо Пегаса» и далее, но уже своими исключительно силами и уже как редактор, критик и составитель литературных изданий. Таким образом, был, например, задуман Международный конкурс «Крымское приключение» с одноимённым сборником, воплощённый в жизнь Министерством внутренней политики, информации и печати. «Депо Пегаса» тогда, благодаря составителю В.И. Демченко, с 2016 по 2019 гг. украсило своим товарным знаком обложки четырёх сборников. А с недавнего времени логотип «Депо Пегаса» украшает в целом «Литературную страницу» Международного фестиваля античных искусств «Боспорские агоны» и в частности итоговый сборник конкурса «На крыльях грифона», это не говоря уже о том, что года не проходит, чтобы кто-нибудь из студийцев не стал призёром конкурса. А вооружившись столь звучными дипломами и регалиями, наши студийцы отправляются, кто в Сочи, в знаменитую школу «Сириус» на литературную смену, кто во Всероссийскую Школу писательского мастерства, кто на легендарную «Тавриду»…

И всё это на фоне методичной еженедельной работы студии как самой настоящей школы литературного мастерства с теоретической подготовкой и практическими занятиями, плюс лекционная деятельность просветительского толка с перспективой на вырост в культурно-просветительский центр с негласным девизом «патриотизм через краеведение». Причём в формах самых неожиданных, то это целая кампания по своего рода «реабилитации» забытых имён некогда знаменитых горожан, вроде того же поэта-футуриста Шенгели, коему даже памятную табличку умудрились открыть, несмотря на недопонимание муниципалитета. И вплоть до лекции по названиям сорных и степных трав, что у всех под ногами, но в литературу попадают анонимно то обобщённым сухостоем, то разнотравьем… а оно оказывается «заячий ячмень» например. Такая работа собирает каждую субботу в кабинете студии до десятка-полутора человек в «тесноте, но без обиды».

Более массово, поскольку руководитель студии писатель и журналист В.И.Демченко на постоянной основе ведет мастер-класс прозы на Семинаре молодых литераторов Крыма, то «Депо» можно видеть на Республиканском семинаре или каком-нибудь масштабном фестивале. Да и вообще, со времени образования студии, ни одно примечательное литературное событие в Крыму не обходится, если не без непосредственного участия, то без приглашения студии «Депо пегаса». Вот только не всегда и не везде нам удаётся побывать или принять участие, поскольку бурная деятельность студии зиждется на голом энтузиазме, безо всякого финансирования. Разве что, подвизавшись к воплощению чьего-либо гранта, вроде Президентского от «Литературной газеты», удаётся не только подзаработать университетскими лекциями наших руководителей, но и съездить на ту же «Чеховскую осень» в Ялте. Впрочем, всё это редкость и дело случая. И больше практической пользы доставляет патриотическое и моральное удовлетворение от признания того, что в смысле молодёжного литературного движения общепризнано в Крыму лидерство двух городов – столичного Симферополя и Керчи, о которой до недавнего времени никто и не говорил, как о литературном городе. Теперь же не редкость, когда в «Депо» заходят прямо-таки с улицы гости из Киева или Новосибирска, будучи наслышаны, что Керченское «Депо пегаса» - нечто особенное (цитата).

Текст: М. Смоляр, участник студии «Депо пегаса»

Фото: студия "Депо пегаса"

Размещение: Е. Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ