купить билет

Полёт из лагеря смерти

Анонс о фильме «Девятаев», которым открылся 43-й Московский международный кинофестиваль, натолкнул на мысль ― более подробно ознакомиться с историей героя-лётчика, совершившего побег из засекреченного фашистского концлагеря на немецком бомбардировщике Heinkel He 111 N-22. Потянули за ниточку, а размотали целый клубок.


Оказалось, что в Научной библиотеке Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника есть книга Героя Советского Союза Михаила Петровича Девятаева «Побег из ада». Её подарили Кларе Павловне Ягуновой, дочери командира подземного гарнизона Центральных Аджимушкайских каменоломен полковника П. М. Ягунова, в июне 1970 г. в городе Саранске. В свою очередь, Клара Павловна передала её в нашу музейную библиотеку.

В своей книге «Побег из ада» Михаил Девятаев рассказывает историю поистине фантастическую. До сих пор непонятно, каким образом группе советских военнопленных удалось совершить побег на новом модернизированном самолёте, принадлежавшем командиру немецкой авиачасти, с секретного объекта на острове Узедом (Германия).

Как оказался Девятаев на этом острове? За год до войны он окончил Чкаловское военное авиационное училище. С первого дня Великой Отечественной был на фронте, уже 24 июня 1941 г. сбив немецкий Junkers под Минском. Так началась его военная биография. В одном из боёв, под Киевом, он был тяжело ранен и определён комиссией в полк ночных бомбардировщиков. Михаил Девятаев долго добивался того, чтобы вновь летать на истребителе, и в чём-то его судьба перекликается с судьбой героя известной киноленты «Небесный тихоход». В июле 1944 г. в воздушном бою подо Львовом самолёт Девятаева был подбит. Буквально в последний момент он покинул горящую машину, в бессознательном состоянии приземлившись на оккупированной противником территории. С этого момента началась его жизнь военнопленного. В августе 1944 г. он пытался бежать из лагеря, но попытка оказалась неудачной. Как смертника, его отправили в концлагерь Заксенхаузен, а в начале ноября 1944 г. — в лагерь смерти Пенемюнде (остров Узедом). Здесь находился секретный ракетный центр Третьего рейха, где осуществлялись разработка и выпуск секретного «оружия возмездия». В концлагере Михаил Девятаев познакомился с Флорианом Герниченко. Как вспоминал сам героический лётчик, Герниченко оказывал активную помощь в сборе данных о секретном заводе. Его даже стали называть «Секретный ларчик». Без данных о расположении охраны аэродрома, зенитках, удачный исход побега был бы невозможен. Девятаев, исходя из обстоятельств, решил, что самое верное ― совершить побег на самолёте.

8 февраля 1945 г. группа советских военнопленных «под носом у немцев» осуществила побег с аэродрома концлагеря. Их пытались сбить, но в этот день удача была на стороне Михаила Девятаева. Самолёт совершил вынужденную посадку только тогда, когда подвергся обстрелу советских зенитных орудий. Секретные сведения, доставленные группой, были просто бесценны, и через несколько дней ракетную базу в Пенемюнде уничтожили. Но судьба совершивших побег оказалась совсем не радужной. Спецорганы никак не могли поверить в то, что военнопленные смогли угнать самолёт. Ведь это был единственный случай угона заключёнными немецкого бомбардировщика. Как же сложилась судьба героических узников? Всех направили в штрафную роту. Трое из них пали в боях при форсировании Одера. Кривоногов, Адамов, Емец мужественно сражались до конца войны. А что случилось с Флорианом Никитовичем Герниченко, и вообще, как он оказался в концлагере?

В начале войны Герниченко, имея бронь, работал на линейно-техническом узле связи города Запорожья, переданном с приближением передовой в подчинение военно-оперативного узла связи фронта. В 1942 г., при выполнении приказа по обеспечению связи, он попал в плен, и начались его мытарства. Герниченко прошёл пять концлагерей. Он относился к категории политических заключённых, потому что отказывался работать, несколько раз пытался бежать. В конце концов был переведён в концлагерь Равенсбрюк. В 1944-м оказался на острове Узедом, где фашисты строили аэродром. Из 350 военнопленных через два месяца в живых осталось лишь восемнадцать. Заключённые падали во время работы, поднимать их не разрешали, засыпали песком и камнями. Аэродром был построен на костях советских военнопленных. Флориан Никитович Герниченко тоже работал на строительстве аэродрома, только их команда занималась рытьём траншей под кабель высокого напряжения. Михаил Девятаев уже готовился к побегу, но для этого ему были нужны надёжные помощники. Герниченко стал одним из них.

После войны всем было нелегко, но тем, кто прошёл через немецкий плен, было ещё труднее. Постоянное недоверие, чувство без вины виноватого преследовало Флориана Никитовича. Скромный человек, он проживал в Керчи, работал водителем. Михаил Петрович Девятаев разыскал его и несколько раз приезжал в гости. Не однажды поднимал вопрос о его награждении, говорил о нём как о человеке честном, человеке несгибаемой воли. Только такой смог выжить в аду.

О подвиге Героя Советского Союза Михаила Девятаева сегодня узнали многие. И очень хочется, чтобы как можно больше людей узнали о нашем земляке Флориане Герниченко, который сделал всё, чтобы побег из лагеря смерти стал возможен.

 

 Текст: В. А. Климчук, старший научный сотрудник отдела истории Великой Отечественной войны ВКИКМЗ

Размещение: О.В. Решетникова, научный сотрудник ВКИКМЗ