ПОРТРЕТ ИМПЕРАТОРА

В последнее время на различных сайтах всё чаще можно встретить публикации надписей и рисунков, найденных на стенах целиков подземных выработок. Не исключением в этом случае стали и керченские сайты, где подобная информация встречается наиболее часто, что, впрочем, понятно: и сам город, и его окрестности изобилуют подземными выработками, и практически в каждой из них можно встретить самые разнообразные надписи и рисунки, относящиеся к широкому временному отрезку — от периода добычи камня до наших дней.


Впрочем, само желание сделать доступным для всех нечто, ставшее вдруг известным тебе, достойно всякого одобрения. И в этом плане старания многочисленных любителей, десятками и сотнями буквально «вываливающими» зафиксированные подземные объекты в контактах и на страницах интернет-изданий, можно было бы только приветствовать, если бы не одно «но». Практически все подобные попытки (не считая редчайших случаев, когда публикации и материалы готовят люди, действительно хорошо знающие и каменоломни и историю) сопровождаются досадными ошибками и неточностями в сопровождающих их комментариях или вообще полным отсутствием последних, что сводит на нет ценность выставляемой для широкого обозрения информации.

Подобных примеров можно было бы привести множество, но собственно наша задача состоит совсем в ином. Обладая богатейшей базой надписей и рисунков, найденных в каменоломнях Керченского полуострова (а она насчитывает более 2000 зафиксированных и описанных объектов), мы считаем своим долгом продолжить знакомить заинтересованную публику с интереснейшими образцами керченской подземной эпиграфики, сообщая самую достоверную информацию о том, что можно увидеть и прочитать на стенах каменоломен.

Весной 2011 года при проведении разведок на территории Керченского полуострова в одной маленькой и сильно разрушенной системе (на некоторых картах она обозначена как «камен. Гурьевские скалы») на стене целика мы нашли не совсем обычный рисунок, удививший нас своей чёткостью и проработкой деталей, что встречается под землей довольно редко. Это было погрудное изображение осанистого мужчины с аккуратно подстриженными усами и бородой, в мундире, с эполетами на плечах и рядом наград, имевшее удивительное сходство с парадными портретами членов императорской семьи династии Романовых. Впрочем, о том, кто именно изображён на стене целика, можно было легко догадаться по надписи «Боже царя храни» на ленте, окаймляющей портрет, и изображениям символов царской власти — скипетра, державы, императорской короны.

Найденные нами в сети Интернет портреты последнего российского императора Николая II (1868–1918) не только подтвердили кажущееся очевидным предположение о том, кто изображён на стене каменоломен, но и показали, с каким мастерством и удивительной, практически фотографической точностью нарисован этот подземный портрет. Чуть в стороне художник оставил и свой автограф «Писолъ Восилiй Родченко».

Судя по ряду косвенных признаков, рисунок этот можно отнести к рубежу XIX–XX веков. Хотя награды и регалии на груди императора могут дать и более точную датировку.

Буквально в нескольких метрах от первого нами было зафиксировано и ещё одно подобное изображение. Выполнено оно не столь искусно, но и в данном случае то, что изображённый мужчина имеет прямое отношение к семье Романовых, сомнений не вызывает. Император ли это или кто-то из Великих князей, например, Александр Михайлович (1866–1933) — страстный любитель античной истории и коллекционер древностей, в 1891 году посетивший наш город, ответ на этот вопрос, возможно, смогут дать специалисты.

Примечательно, что это не единственные изображения, напоминающие нам о царствовавших в период разработки каменоломен особах. Так, в одной из небольших подземных систем в пос. Бондаренково нами найден неплохо сохранившийся рисунок, на котором в овальных медальонах изображены погрудные портреты мужчины и женщины, причём мужчина, как и в случае с императором, — в парадном (?) мундире, наградами и орденской лентой через плечо. Интересно, не официальные ли портреты императора и императрицы, опубликованные в том числе и в связи «со священным коронованием», послужили образцом для подражания? А в Центральных Аджимушкайских каменоломнях нам известно, по крайней мере, пять объектов, имеющих отношение к правящей династии: на одном из них изображена императорская корона; на трёх — вензель императора Александра III (1845–1894); последний — это надпись «его императорское величество АА», также, несомненно, относящаяся к императору Александру Александровичу Романову (Александру III).

Мы часто, не особо задумываясь, произносим, что надписи и рисунки в каменоломнях — своеобразный подземный архив. А ведь это действительно архив, сохранивший до нас в такой удивительной форме не только специфическую культуру тех, кто неразрывно был связан с каменоломнями, но и некие «маркеры» отечественной истории, заставляющие снова и снова вспоминать её ярчайшие страницы.

 

Текст: О. И. Демиденко, старший научный сотрудник отдела истории Великой Отечественной войны