купить билет

Рождественский ангел

На старинных рождественских открытках часто встречается такой персонаж как рождественский ангел, который дарит детям праздничные подарки. Связь с праздником Рождества здесь самая непосредственная: именно ангел принес пастухам из Вифлеема весть о Рождестве Христа. Христианство явило человечеству образ ангела, который теперь является одним из самых популярных и узнаваемых в искусстве. 

 

 


Но в более ранние исторические периоды, в частности, в древней Греции и Риме, присутствуют мифологические образы крылатых божеств, которые некоторым образом могли повлиять на формирование художественного образа ангела в европейском искусстве.

В греческой мифологии был очень популярен образ бога любви Эрота. Первоначально он был самостоятельным богом, который мог подчинить себе любое божество, даже верховное. В классический период образ Эрота изменяется — он становится более светским, игривым, обретает внешние черты ребёнка. Позже древнегреческий образ Эрота сливается с образами гениев древнеримской религии. Гении — духи-хранители, преданные людям, определяющие характер человека души человека при жизни и её проводники на небо.

Первые христиане образы и символику своей религии черпали из языческой культуры, в том числе живописи, скульптуры. Он использовали известные им образы крылатых гениев, но придавали им иной вид и смысл: на стенах катакомб и саркофагов ангелов в длинных одеждах изображали как символ человеческой души и ее охранителя. В средние века изображения ангелов появляются, в частности, на фресках такого великого мастера Раннего Возрождения как Джотто ди Бондоне.

В эпоху Возрождения художники черпают вдохновение в образах античной мифологии и культуры, стремясь показать красоту человеческого тела, понять языка его движений, эмоций. Поэтому в ренессансной живописи и скульптуре, а позднее и в барокко, в качестве одного из основных мотивов появляются изображения персонажей в виде крылатых младенцев, навеянные образами греческих эротов.

В это время на севере Европы, в Германии инициатором движения Реформации Мартином Лютером было предложено заменить католического святого Клауса, дарившего детям подарки, на образ Кристкинда (Младенца Иисуса, или Рождественского ангела) который должен был одаривать детей на Рождество. Но уже в конце XIX в. образ Кристкинда стал популярным и у католиков. На рождественских открытках этого времени его изображают в виде ребёнка или молодой девушки в белом одеянии, с крыльями за плечами, несущего весть о Рождестве Христа и одаряющего детей сладостями и игрушками.

В дореволюционной России рождественские и новогодние открытки были очень популярны. Часто их закупали массово в Германии и Швеции, Франции и Англии, и особенно любимыми были именно изображения рождественского ангела.

Человеческое воображение, не имеющее границ, всё же должно опираться в своих фантазиях на какие-то уже известные зрительные образы. Так получилось и с рождественским ангелом: на процесс формирования его изображения оказал влияние огромный пласт европейской истории и культуры.