купить билет

Русская чайная церемония

Чай — самый популярный напиток в мире. И во многом благодаря своей чудодейственной способности ободрять умственно и физически. Недаром древние китайцы называли его «огнём жизни».

Каковы лечебные свойства чая? Он является богатейшей аптекой, неисчерпаемым кладезем стимулирующих веществ — алкалоида кофеина (теина), ценных для желудка дубильной и щавелевой кислот, эфирных масел, витаминов С, B1, B2, пантотеновой кислоты, витамина РР (амида никотиновой кислоты). В свежих листьях чая витамина С, например, в 4 раза больше, чем в лимонах. Наибольшую ценность представляет содержащийся в чае витамин Р, укрепляющий стенки кровеносных сосудов, делая их эластичными, гибкими. По содержанию витамина Р чай, особенно зелёный, занимает первое место среди продуктов растительного происхождения. Суточную потребность человека в этом витамине можно удовлетворить 2–3 стаканами зелёного чая.

Известно также, что чай усиливает жизненные функции организма, способствует повышению работоспособности и жизненного тонуса, помогает утолить жажду и согреться в холоде. Исключительно благотворно действует и на нервную систему. Благодаря усилению притока кислорода к клеткам мозга, повышается способность усваивать впечатления, обостряются внимание и память. В отличие от других стимулирующих средств, в том числе и кофе, чай никогда не приводит к перевозбуждению нервной системы.

Особенно ценен чай с молоком: в таком сочетании он является не только бодрящим, но и питательным напитком. Кроме того, стало известно, что потребление чая с молоком помогает предохранить зубы от кариеса.

Родиной чая не без основания считается Китай. Именно китайцы дали название чаю и первыми стали употреблять его как напиток. Русские заимствовали слово «чай» у монголов, которые, в свою очередь, заимствовали свой «цай» у китайцев. «Тцай-йе» по-китайски означает молодой листок. Все мы знаем байховый чай. Между тем, слово «байховый» тоже китайское — «бай-хоа» в переводе означает «белая ресничка». Кстати, чаинки действительно покрыты тончайшими волосками, похожими на реснички.

В Европу чай завезли португальские и голландские мореплаватели. В 1635 году чай появился в Париже, а спустя три года первый караван с чаем прибыл в Россию. Царский посол Василий Старков привёз в числе прочих подарков русскому государю Михаилу Фёдоровичу от монгольского Алтын-хана 4 пуда «диковинного сушеного листа».

Довольно долго чай оставался напитком привилегированных классов по причине высокой цены. В дворянских усадьбах хозяйка обычно хранила этот ценный продукт как зеницу ока и держала его не в кладовой, а в собственной спальне, специальных ларцах-чайницах. Чаепитие в народе представлялось одним из символов зажиточной, благополучной жизни, а выражение «дать на чай», сохранившееся по наши дни, означало проявление особой щедрости.

Только в начале XVIII века чай прочно вошёл в русский быт и стал национальным напитком. В конце того же века он появляется вместе с русским населением и в Крыму. Само чаепитие являлось не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решались семейные дела, заключались торговые сделки и брачные союзы. И вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество.

В чём же основное своеобразие русского чаепития? Приверженцы старины твёрдо стоят на том, что непременным атрибутом русского чайного стола должен быть самовар. Первые, самые древние самовары были похожи на котлы с крышками, не имели кранов, и варили в них тогда ещё не чай, а сбитни — напитки с мёдом, пряностями и целебными травами. Лишь значительно позднее появились самовары-кофейники, дорожные самовары, называемые «странниками», с коробками для чая и сахара, самовары со спиртовками для подогрева остывающей воды, самовары с разборными ножками и множество других. Сосуды для приготовления чая делались в разных городах России, но «самоварной столицей» по праву считалась Тула — тут создавались подлинные шедевры русского декоративно-прикладного искусства. Кроме экономичности, красоты и других достоинств, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу. В XIX веке к угольным самоварам присоединились керосиновые, а на смену им пришли электрические. Но, как утверждают знатоки старины, чай, приготовленный в самоваре на древесных углях, намного вкуснее любого другого.

Положено, чтобы чай разливала хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверяется старшей дочери. Следует не доливать один-два сантиметра от края чашки — это признак хорошего тона. Ещё один атрибут русского чаепития — специальные грелки, которыми накрывают заварочный чайник. Сшитые из плотного материала колоритные петухи, сказочные птицы или куклы-матрёшки по-настоящему украшают стол.

Особая гордость радушной хозяйки — чайный сервиз, который она достаёт из буфета по особо торжественным случаям. При сервировке праздничного стола для чаепития его положено накрывать красивой скатертью. Для быта керченских горожан XIX – нач. XX вв. характерно использование наиболее ценного вида керамики — фарфора. При лёгком ударе фарфор издаёт тонкий чистый длинный звук (аналогично хрусталю).

Наиболее крупным фарфоровым русским предпринимателем XIX в. был Матвей Сидорович Кузнецов. В 1889 г. им было учреждено «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» с правлением в Москве. Наиболее ранний предмет в коллекции «кузнецовского» фарфора из фондов КИКЗ является не просто образцом «кузнецовской» продукции, но и демонстрирует наличие тесных контактов между фабриками Кузнецовых. Речь идёт о фарфоровой кружке цилиндрической формы: слегка расширенная кверху, с волнистым краем дна, она имеет фигурно оформленную ручку с декором в месте верхнего перегиба в виде цветка, русскоязычную надпись шрифтом в готическом стиле на корпусе, а также роспись красками и золотом, нанесённую весьма небрежно. В каталогах продукции Товарищества начала ХХ в. вместительные чашки-бокалы с крышкой или без именовались «стаканами».

Среди материалов в витрине представлены две чашки, обнаруженные на месте расположения помещичьей усадьбы Оливов, относившиеся, по-видимому, к одному сервизу. Чашки представляют собой типичные образцы «кузнецовской» продукции — достаточно высокого качества, но несколько перегружены декором. Сферической формы, украшены растительным рельефом по верхнему и нижнему краям корпуса, поверх рельефа нанесено крытье оливково-зелёной краской с эффектом «деграде». Кроме того, чашки декорированы деколью, дополненной ручной росписью (два букета разного размера и одиночные цветы) и отводкой позолотой. Датируются 1889–1917 гг.

Любопытным предметом является блюдце с рельефной поверхностью, переходящей в волнистый край, покрытое краской тёмно-бирюзового цвета с эффектом «деграде». Поверх крытья методом ручной росписи нанесён декор в виде растительно-геометрического орнамента. Можно предположить, что это несортовая продукция, выпущенная на бывшем заводе Гарднера, купленном М. С. Кузнецовым.

Чашка в ориентальном стиле не имеет клейма, что затрудняет её атрибутацию. Возможно, это тоже продукция фабрики Кузнецова, т. к. без клейм на заводах «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» выпускалась продукция именно в «китайском» стиле, популярном в первые годы ХХ столетия.

Кроме собственно чая, на столе полагалось иметь не только сахар в виде «головы», но и соответствующие щипчики для его колки, своеобразный «пинцет» для того, чтобы, взяв кусочек сахара, опустить его в чашку, стоявшую на блюдце. А если пили вприкуску, тогда кусочек сахара отравляли в рот и, не дожидаясь, пока чай остынет сам, выливали его в блюдце и пили, остужая дуновением воздуха изо рта... Это было чисто по-русски.

То, что чай на русском столе, как знатную персону, должна сопровождать соответствующая свита, ни у кого не вызывает сомнений. Некоторые считают, что в чашке с напитком непременно должен плавать ломтик лимона. Другие полагают, что на столе обязательно должны быть конфеты, сушки, баранки и всякого рода выпечка, в идеале — домашняя. Пироги и пирожки могут быть как сладкими, так и закусочными (мясные, рыбные, грибные или с овощами). В общем, выпить чаю по-русски означает и напиться, и наесться.

Европейцы, между прочим, эти два понятия чётко разделяют. Известна история о встрече в одной из мюнхенских гостиниц князя Шаховского с Гёте. Поэт пригласил князя на чай. Тот, не увидев на столе ничего, кроме чашечки с напитком, заказал бутерброды и сдобу. Вечер прошёл очень приятно, в дружеской атмосфере, беседах о русской и немецкой литературе. Но, к удивлению Шаховского, на следующий день он получил счёт за всё съеденное, который Гёте отказался оплатить, поскольку приглашал князя только на чай.

И уж все без исключения любители чаепития согласны с тем, что замечательно, когда на столе есть варенье — это исконно русское лакомство. Европе оно незнакомо, там варят однородный джем. В СССР чай с вареньем выжил даже во времена общепита. У каждой уважающей себя хозяйки есть свои рецепты, нередко «бабушкины». Прозрачное крыжовенное, ароматное малиновое, душистое вишнёвое, пикантное клюквенное… А те, кто живут на юге, могут похвастаться перед гостями кизиловым, айвовым или ещё каким-нибудь другим экзотическим вареньем.