купить билет

НЕТ В РОССИИ СЕМЬИ ТАКОЙ, ГДЕ Б НЕ ПАМЯТЕН БЫЛ СВОЙ ГЕРОЙ

Вот и в семье погибшего за наш город в январе 1944 г. Николая Ивановича Юркина хранят память о своём герое. На сайте Восточно-Крымского музея-заповедника на протяжении трёх лет размещаются публикации о защитниках города-героя Керчи под рубрикой «Вспомним всех поимённо». Она пополняется архивными данными выявленными научными сотрудниками музея-заповедника, а также информацией, полученной от родственников бойцов.


Правнучка Николая Ивановича Юркина Наталья Алова, познакомившись с нашим сайтом и рубрикой «Вспомним всех поимённо», захотела, чтобы и о её прадедушке, который погиб 28 января 1944 года в боях за Керчь, были опубликованы сведения. В семье Натальи бережно хранят память о солдате, и собранными материалами она любезно поделилась с нами.

Не одно поколение семьи сержанта Н. И. Юркина сохраняет связанные с ним реликвии. Наталья Алова собрала материалы военного времени о судьбе своего прадеда: это воспоминания его жены, детей, довоенные фото копии документов Центрального архива Министерства обороны РФ, представленные на сайтах «Память народа» и ОБД «Мемориал». Девушка проделала большую работу, собирая документы.

Из материалов, предоставленных Натальей.

Николай Иванович Юркин, 1912 года рождения, родился и проживал в станице Урупской. Эта казачья станица после установления советской власти в крае была переименована в Советскую.

Великая Отечественная война началась, когда Николаю было 29 лет, а в его семье росли две дочери шести и трёх лет. Н. И. Юркин был призван на фронт в 1941 году. Из военных архивных документов стало известно, что он попал в плен, освобождён не позднее апреля 1942 г., затем опять фронт.

Вот как этот период жизни бойца описывают его потомки. Из воспоминаний дочери Марии Николаевны: «Папа ушёл в партизаны, стояли на окраине станицы в лесу. Затесался среди них из станицы предатель — носил табачок партизанам и под это дело узнавал информацию. Ушёл предатель с немцами, когда те отступали в Германию. Когда вернулся, местные не разрешили жить в станице — дали 24 часа уехать прочь с семьей. По его наводкам попал в плен Николай Юркин (впоследствии освобождён), а также в яму скидывали, керосином обливали и заживо сжигали людей только за то, что те коммунисты — так, например, погибла жительница станицы Евдокимова…»

На фронте Н. И. Юркин попал в 1337-й стрелковый полк 339-й стрелковой дивизии. Правнучка собрала информацию о её боевом пути, и конечно, интересовал Наталью прежде всего период, когда в ней сражался прадед: «В августе 1942 года дивизия, отступив в предгорья Кавказа, вошла в подчинение 47-й армии и в течение полугода оборонялась на рубеже: Дербентская – Азовская – Ильская и далее по высотам южнее Холмской и Ахтырской. Затем части дивизии принимали участие в освобождении Кубани и Таманского полуострова, а также в Керченско-Эльтигенском десанте. В Крымской операции 1944 года личный состав соединения входил в состав подвижной группы 16-го стрелкового корпуса, освободил Керчь. В ходе этой операции и погиб Николай Иванович Юркин. Ему было 32 года. После личный состав дивизии участвовал в освобождении Севастополя. Дивизия дошла до Берлина». К концу войны эта часть имела почетные наименования и награды, она называлась: 339-я стрелковая Таманская Краснознаменная Бранденбургская ордена Суворова II степени дивизия.

К сожалению, последнее письмо — фронтовой треугольник — от Николая Ивановича не сохранилось, но дочь Мария Николаевна запомнила его наизусть на всю жизнь. В этом письме были такие строки: «Надя, береги детей. Последний пух отбиваем немцам. Скоро вернусь».

Семья получила похоронку, она датируется февралём 1944 г., копия выписана 27 декабря 1944 г. Возможно, сообщение в семью пришло уже в начале 1945 г. Сержант Н. И. Юркин был похоронен: г. Керчь, Слободская церковь, двор, могила № 25, ряд 3, 1-й с юга.

А любимая жена всё ещё надеялась дождаться своего Николая. «Если скажут, что Коля за 1000 км отсюда, так побегу встречать!» — говорила Надежда Михайловна, так ей хотелось, чтобы случилось чудо, и муж вернулся.

По документам Научного архива Восточно-Крымского музея-заповедника сержант Н. И. Юркин числится перезахороненным в братской могиле у входа в парк культуры и отдыха по ул. Войкова. Перезахоронение проходило в период 1952–1957 гг.

Непросто складывалась жизнь семьи Николая Ивановича в годы войны и после победы над врагом.

Из семейного архива: «В Великую Отечественную войну в станицу Советскую зашли немцы. Селились как в коровниках, так и в домах местных жителей. В доме напротив Юркиных поселился один такой немец. Ему регулярно присылали посылки из Германии — сушёными абрикосами и черносливом он угощал детей. “Киндер, киндер!” — подзывал он их. Потом объяснили, что он рассказывал: “Мы не хотели воевать, нас заставили. У меня самого несколько детей дома остались”.

В дом Юркиных никого не заселили, потому что сарай сломался: в одной комнате жила Надежда Юркина с двумя дочками, а в другую под сарай с курами отвели. Но немец без яйца не уходил — выждет, а потом сырым выпьет. Все попытки матери объяснить на ломаном немецком языке, что яйца для детей (“киндерш, киндерш!”), и прогнать были бесполезны.

Однажды ночью немцы бесшумно отступили.

Надежда Юркина скончается в 1951 году в возрасте 40 лет от болезни. Девочки 13 и 16 лет останутся одни в доме, за ними по очереди будут присматривать родственники.

Жизнь сирот.

“1 кг соли, поллитра масла, пуд муки на двоих давали от колхоза. Все остальное — что посадим. Дом наш на окраине поломали деревянный (рубленый) и обещали новый отстроить, но этого так и не случилось. Дали саманный, соломой покрытый. Мытарствовали, один бог знает как”, — говорит об этом периоде жизни Мария Николаевна.

Потом они переедут в город Грозный. Мария станет нянечкой в детском саду, Рая — телефонисткой. Там же выйдут замуж.

Появятся на свет внук и внучка Николая Ивановича Юркина. В 90-е сёстрам придётся пережить ещё одну войну — Чеченскую.

Эта война разведёт их по разным городам.

Марии Николаевне 84 года. Она плачет каждый раз, когда речь заходит об отце или матери, будто потеряла их не так давно.

У Николая Ивановича Юркина на данный момент две правнучки и правнук».

Выражаем благодарность Наталье Аловой — правнучке освободителя нашего города Николая Ивановича Юркина — за удивительное письмо, в котором она с нежностью и с любовью, рассказывает о судьбе своего прадеда.

 

Фото из семейного архива

 

Фото 1. Николай Юркин (слева) и боец Тимонов. Ст-ца Удобная, 30 июля 1943 года (подпись на обороте снимка)

Фото 2. Извещение о гибели бойца

Фото 3. Запись в журнале боевых действий 339-й стрелковой Таманской дивизии Отдельной Приморской армии за 28.01.1944 г.

Фото 4. Супруга Николая — Надежда Михайловна (сидит). 1930 г.

Фото 5, 6, 7 Дочери Николая Юркина

Фото 8,9. Внук и внучка Николая Ивановича Юркина

Фото 10. Братская могила, г. Керчь, ул.Войкова

 

Текст: Л. И. Громова, зав. отделом охраны памятников и археологических исследований ВКИКМЗ

Размещение: О.В. Решетникова, научный сотрудник ВКИКМЗ