купить билет

О чём рассказала находка археологов

В 2018 г. в ходе исследований территории, подпадающей под строительство трассы «Таврида»,  археологической экспедицией под руководством С.М. Ильяшенко открыто уникальное погребение: прах после кремации, помещённый в гидрию. Сама гидрия была запечатана в каменный футляр, состоящий из двух половинок.


Гидрия – сосуд для воды, использовавшийся в ритуальных целях для совершения очистительных обрядов. Счита­лось, что вода имеет магическое очистительное значение. Перед дверью дома, где находился покойник, ставили на пороге таз с водой, в который опускали дымя­щуюся головню из священного очага и окропляли этой водой всех присутствующих и сам дом. Цель этой церемонии заключалась в том, чтобы очистить тех, кто при­касался к трупу. Вода входила в число заупокойных даров и жертвоприношений, ассо­циировалась с водой Мнемосины, которую душа должна пить для достиже­ния бессмертия. Вода в сосудах, как и вино, стави­лась в могилы, иногда сверху наливался слой масла для сохранения воды.

Наличие праха внутри гидрии – свидетельство обряда кремации. Это наиболее почётный и дорогой (на Боспоре) обряд погребения, удел воинов, павших на поле брани. Огонь, обладающий огромной очистительной силой, считалось, мгновенно возносит души героев в элизиум, где они воссоединяются с богами.

Дело в том, что в античности отношение к смерти не было однозначным. Существовали представления о подземном царстве мёрт­вых – Тартаре (подземной бездне). Здесь терпят мучения совершившие прегрешения против богов (Сизиф, Тантал, Данаиды).

  Был ещё Аид, обитель бесплотных теней, отделённая с четырёх сторон реками Кокит – «стенающий», Стикс – «ненавист­ный», оледеневший поток людских слез, Ахеронт – «поток печали», Пирифлегетон – «огненная река». В центре Преисподней течёт река забвения Лета. Проводником душ умерших в Аид считается Гермес Психопомп. Через Ахе­ронт души переправляет лодочник Харон за соответствующую плату.

Тени умерших печально бродят по асфоделевым лугам. Праведники обитают на ели­сейских полях или в элизиуме. Души умерших героев – на «островах блаженных», которые античная традиция поместила в Северном Причер­номорье, на берегу Океана (по одной из версий). Здесь царствует  Ахилл с Ифигенией. Взгляды древних на жизнь после смерти противоречивы, но все они объединены надеждой на бессмертие.

Вместе с прахом в погребальной гидрии обнаружен единственный предмет – золотая розетка, переделанная из бусины специально для ритуальных целей.

Краснофигурная роспись, украшающая гидрию, являет сцену амазономахии – битвы амазонок с греками.

Легенды об амазонках, аримаспах и грифонах связывались греками топографически с землями, лежащими за пределами Северного Причерноморья, греческой ойкумены, и потому пользовались здесь особенным успехом. Изображения амазономахии иллюстрируют представления греков о женщинах соседних с Пантикапеем варварских народов и с популярностью в Северном Причерноморье Геракла, сражавшегося с амазонками. Воинственные независимые амазонки мыслились в античном мире как служительницы Артемиды. Артемида же – божественная ипостась Персефоны, Госпожи Подземного царства. Сцены сражений связаны с идеей достойной гибели с оружием в руках, борьбой «не на жизнь, а на смерть».

Но самую богатую информацию в закодированном виде нам даёт орнамент. Полосы типично греческого орнамента членят тулово вазы на изобразительные фризы и несут максимальную смысловую нагрузку, вводя изображение в область сакрального. Орнамент представляет своего рода модель мира: чешуйчатый орнамент, как и шахматный, символизируя мрак и свет, воплощает идею непрерывности жизненного процесса, вечности бытия; меандр являет собой один из вариантов этой модели, но в динамике, активном движении; форма ов восходит к яйцу с его потенцией жизни; пальметта воспринималась как стилизованное дерево мира, концентрированная природная форма – символ возрождения.

Гидрия была заключена в каменный футляр, состоящий из двух половинок, в каждой из которых выдолблено углубление, в точности повторяющее очертания сосуда. Эта находка – редкость для Боспора: один такой памятник хранится в Эрмитаже, а теперь и коллекция лапидарных памятников Восточно-Крымского музея-заповедника пополнилась уникальным экспонатом.

 

Текст, фото: Кучеревская Н.Л., кандидат культурологии, зав. отделом «Лапидарий» ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник»

Размещение: Решетникова О.В., научный сотрудник ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник»