купить билет

Пантикапей

Киммерийский Боспор - одно из значительных античных государств с тысячелетней историей, занимало густонаселенные, курортные области на Юге России и Украины. Западные границы Боспора лежали в районе современного города Феодосии, а порой включали и весь Крымский полуостров.

Восточные его пределы простирались до Кавказских гор, достигая округи современных городов Анапы и Новороссийска. Крайний северный форпост этого царства располагался в устье Дона и носил древнее название этой реки - Танаис.

Это было обширное государственное образование, на территории которого, помимо его основателей эллинов - выходцев из Ионийского региона Эллады, прежде всего из Милета, проживал и разноязыкий сонм местных племен - скифы, меоты, синды, дандарии, а позднее сарматы. «Архонт всего Боспора и Феодосии, царь синдов, торетов, дандариев, псессов» - так в официальной титулатуре именовали себя грозные боспорские династы из рода Спартокидов.

Как сообщают античные авторы в IV веке до н.э. могущество правителей Боспора и экономический потенциал подвластной им страны позволяли снабжать товарным зерном один из наиболее крупных и мощных греческих полисов - Афины. За эти благодеяния Афинский народ неоднократно прославлял боспорских Спартокидов в текстах почетных декретов, венчая их золотыми венками и воздвигая в их честь статуи.

В ряду достоверных сообщений древних авторов по истории Боспора единственной по раннему ее периоду стоит заметка греческого историка Диодора Сицилийского, гласящая, что «При архонте Феодоре в Афинах [(438 г.до н.э.)]... исполнилось сорок два года царствования на Киммерийском Боспоре царей, называемых Археанактидами; царскую власть получил Спарток и царствовал семь лет». (Diod., XII.31.1). Отсюда следует, что после Археанактидов, начавших свое правление около 480 г.до н. э., на Боспоре произошла смена власти и воцарился некий Спарток, ставший основателем новой династии.

***

Над гладью бухты, на берегу Керченского пролива, именовавшегося в древности Боспором Киммерийским, возвышается гора Митридат. Это наименование закрепилось за холмом, расположенном в историческом центре современного города Керчи (Республика Крым), в конце XVIII века, когда, после победы Российской империи над Османской Турцией, Крым вошел в состав России.

Именно в этот период среди российской научной общественности и просвещенной публики возник живейший интерес к изучению древней истории легендарной Тавриды. Прежде всего внимание было обращено на ту информацию, которую сохранили античные авторы относительно древнегреческих центров северного побережья Черного моря - в древности Понта Эвксинского. Знаменитейшим из этих городов, несомненно, был Пантикапей - столица Боспорского царства, на акрополе которого в 63 г.до н.э. покончил с собой легендарный правитель Понтийской державы, злейший противник могущественного Рима, царь Митридат VI Евпатор Дионис. Именно в связи с этим драматическим событием холм в центре Керчи и в научной литературе, и в обиходной речи получил имя этого властного царя.

***

В отличие от многих других античных городов Греции, Малой Азии, Сицилии, на территории которых и по сей день возвышаются остатки укреплений, колоннады храмов и величественные театры, сооружения столицы Киммерийского Боспора оказались буквально стерты с лица земли. Даже руины не сохранились до наших дней на поверхности земли: последние остатки оборонительных сооружений были выбраны на камень в первой половине XIX столетия, а значительная часть территории городища и его некрополя оказалась занята постройками современной Керчи.

Не менее драматична и история археологического изучения городища Пантикапея и его обширных некрополей3. На протяжении XIX века они подвергались многочисленным, зачастую бессистемным, «разрытиям» и «разысканиям», в ходе которых полевая фиксация и документация либо не велись вовсе, либо осуществлялись не лучшим образом.

С территории городища и его обширного некрополя получен огромный и разнообразный материал, включающий монеты, эпиграфические документы, скульптуру, керамику различных стилей, типов и периодов, терракоты, бронзы, оружие, украшения из драгоценных металлов и т.д. Эти находки - свидетели тысячелетней истории столицы Боспора, рассеяны сегодня по многим музеям, география, которых весьма обширна: Керчь, Санкт-Петербург, Одесса, Москва, Лондон, Париж, Мюнхен - вот далеко не полный перечень городов, в которых хранятся пантикапейские древности.

Как справедливо отмечал Ю.Ю.Марти - директор Керченского музея, археолог, сделавший очень много для изучения Пантикапея в предвоенный период, «золото Куль-Обы ослепило всех ... Научные изыскания отошли на задний план»4.

***

Благодаря систематическим раскопкам Боспорской экспедиции ГМИИ им. А.С.Пушкина, ведущимся с 1945 года на горе Митридат, получен обширный и разнообразный материал, в том числе и по раннему периоду истории Пантикапея.

Одним из важнейших результатов этих многолетних раскопок стало открытие системы застройки значительной части центрального района Пантикапея. Это впервые ставит на реальную основу решение вопроса о времени возведения первых укреплений акрополя, их характере да и о самом факте существования акрополя Пантикапея в столь ранний период.

Об акрополе столицы Боспора письменные источники сохранили лишь отрывочную и косвенную информацию: это разновременные сведения, содержащиеся у древних авторов и в боспорских эпиграфических документах.

Сам факт наличия акрополя зафиксирован Страбоном: "Пантикапей представляет собой холм, со всех сторон заселенный, окружностью в 20 стадий, c восточной стороны от него находится гавань и доки приблизительно для 30 кораблей, есть также акрополь" [Strabo., VII, IV, 4].

Диодор Сицилийский сообщает, что в здесь находилась постоянная резиденция боспорских царей, куда прибыл сын умершего царя Перисада I Притан, оспоривший в вооруженной борьбе царскую власть у своего брата Эвмела [Diod., XX, 23, 30-40]. Описание обстоятельств гибели Эвмела позволяет заключить, что царская резиденция, для обозначения которой автор вновь использует термин, находилась на вершине Пантикапейского холма [Diod., XX, 25, 25-30].

Источники свидетельствуют, что в столице Боспорского государства, уже с первой половины IV века до н.э., существовала архитектурно оформленная царская резиденция, располагавшаяся на вершине холма и защищенная оборонительными сооружениями.

Письменная традиция и эпиграфические данные позволяют представить акрополь Пантикапея как хорошо укрепленный, украшенный монументальными ордерными постройками архитектурный ансамбль. Однако, эти источники не дают представления ни о границах акрополя в различные периоды бурной истории Пантикапея, ни об архитектурном облике дворца Спартокидов. Поэтому особую важность приобретают материалы археологических исследований на вершине горы Митридат и возможность их сопоставления с крупицами той информации, которую сохранила письменная традиция.

***

В середине IV - второй половине II вв.до н.э., всю территорию западного плато занял архитектурный ансамбль, ядром которого являлось здание площадью в основании 1350 кв.м, ориентированное сторонами по странам света. Именно это сооружение определяло всю структуру застройки данного района акрополя, являясь его архитектурной доминантой.

Доминирующее положение комплекса на западном, сильно укрепленном плато акрополя, его весьма значительные размеры, широкое применение в нем ордерных деталей, наряду с наличием в его конструкции перистильного двора и фортификационных элементов - все это дает мне основание видеть в этом сооружении дворцовый ансамбль правителей Боспора Спартокидов - басилею античных источников.

Даже то немногое, что сохранило для нас неумолимое время, позволяет воссоздать центральное здание басилеи боспорских Спартокидов как обширный, весьма сложный в конструктивном и планировочном отношении двухэтажный комплекс, общая площадь которого могла превышать 2700 кв.м. Интерьеры дворца были украшены не только многочисленными ордерными элементами и колоннами, но и великолепными образцами монументальной скульптуры.

Об этом свидетельствует уникальная находка, сделанная в засыпи колодца, под завалом архитектурных ордерных фрагментов. Речь идет о беломраморной голове женского божества, принадлежавшей несохранившейся акролитной статуе высотой не менее 2.5 м. Этот великолепный подлинник древнегреческой монументальной пластики, созданный во второй половине IV столетия до н.э. мастером, работавшим в традициях школы великого Поликлета, с полным основанием может быть отнесен к шедеврам древнегреческой скульптуры.

Обращают на себя внимание и обнаруженные здесь фрагменты проксенических декретов, составленных, например, от имени таких боспорских Спартокидов, как Перисада I с сыновьями и Левкона II и указывающие на то, что басилея служила местом, где эти государственные документы были выставлены для широкого обозрения.

***

Непосредственно к северу от центрального здания басилеи открыто прекрасно сохранившееся прямоугольное основание небольшого храма, размерами в плане 10,5 х 7,4 м, располагавшегося на специальном, замкнутом со всех сторон участке - теменосе. Храм, несомненно, обслуживал обитателей дворца. В этой связи заслуживает внимания новелла Лукиана Самосатского "Токсарид или дружба", фиксирующая свидетельство, восходящее, быть может, к боспорским источникам, о том, что рядом с дворцом царя Боспора располагался храм [Lyc. Sam., Tox., 50].

Фундамент имеет в плане настолько характерные очертания, что принадлежность его храму антового типа не вызывает сомнений.

Анализ местоположения рассматриваемого сооружения на акрополе, в центре специального, изолированного участка - теменоса, в непосредственной близости от центрального здания дворцового комплекса, дает основание видеть в нем постройку особого назначения - дворцовый храм.

Представление о сонме божеств, которым поклонялись обитатели басилеи и об их художественных вкусах позволяют составить терракоты, происходящие из раскопок дворцового храма. Наряду с изображениями бога вина Диониса и его свиты (фиаса), Афродиты-Анадиомены и Эротов, здесь найдены статуэтки Аполлона-Кифареда, Геракла, танцующих комедиантов-мимов, всадников.

В отличие от центрального здания басилеи, храм, по-видимому, просуществовал до эпохи правления царя Митридата VI Евпатора и был разрушен в результате засвидетельствованного античными авторами землетрясения 63 г.до н.э.

Еще одно монументальное здание длиной 27 м и шириной 10 м - казарма замыкало храмовый участок и весь ансамбль басилеи с севера. Оно было пристроено к восточной стороне башни II акрополя, образуя с ней единый архитектурный и фортификационный комплекс.

Подводя итог этому важному разделу остановлюсь на вопросах хронологии дворцового ансамбля и обстоятельствах прекращения его функционирования. Резиденция была сооружена, вероятнее всего в правление Перисада I (344-310/309 гг. до н.э.), вошедшего в историю Боспора как один из наиболее могущественных его правителей, причисленный после смерти к лику богов [Strabo.,VII, 4, 5]. Первый период существования дворцового ансамбля завершается во второй четверти или около середины III в. до н.э., что связано, вероятно, с катастрофическим землетрясением, причинившим серьезные разрушения как акрополю столицы Боспора, так и ряду других городов, например, Нимфею, где раскопками выявлена весьма выразительная картина разрушений священного участка города. В руины были превращены великолепные пропилеи ионического ордера, святилище Афродиты Навархиды и другие постройки.

Насколько можно судить, здания, входившие в дворцовый ансамбль на акрополе Пантикапея через некоторый промежуток времени были восстановлены, частично перестроены и, таким образом, продолжили свое существование во второй период, хронологические рамки которого определяются второй половиной III - серединой II вв. до н.э. Эти восстановительные мероприятия, включавшие, и капитальный ремонт сильно поврежденных оборонительных сооружений акрополя, были начаты вскоре после воцарения Левкона II. (ок. 243/242 - ок. 220 гг. до н.э.). Возрожденный дворец функционировал до II в. до н.э., когда в центральном здании басилеи был вновь начат капитальный ремонт. Производилась полная перестройка колоннады перистильного двора и другие работы, но на завершающей стадии ремонт был внезапно прерван, а дворец разрушен. Эта катастрофа, имевшая место около середины II века до н.э., сопровождалась пожаром.

Точная дата окончательного разрушения басилеи и исторические события, с которыми связана эта катастрофа пока остаются в области догадок и должны стать предметом специального исследования.

***

Экспедиции удалось открыть и ряд других строительных остатков в пределах акрополя, в том числе основание цитадели на вершине Первого кресла горы Митридат, вырубленное специальными подтесами в скале. Это был изолированный форт, сооруженный, по-видимому, еще в эпоху Спартокидов, подвергшийся капитальному ремонту после бурных событий митридатовой эпохи и землетрясения 63 г.до н.э. Скорее всего восстановление форта было связано с деятельностью боспорского правителя Асандра и датируется 40-ми - 30-ми гг. I в.до н.э.

Господствовавшая над всей территорией акрополя центральная башня цитадели служила, очевидно, и маяком, и важнейшим звеном в системе световой и дымовой сигнализации - античного «телеграфа», связывавшего столицу Боспорского царства с периферийными и пограничными пунктами и рубежами обороны.

В ходе раскопок в северном скальном коридоре цитадели были обнаружены две уникальные римские золотые монеты - ауреусы. Они датируются, соответственно, 45 и 44 годами до н.э., то есть выпущены в период правления в Риме Юлия Цезаря, причем одна из монет относится к последнему году его жизни, прерванной, как известно, руками заговорщиков. Нумизматические находки такого типа никогда ранее не были обнаружены при раскопках во всем Северном Причерноморье.

К северо-востоку от цитадели, на Новом Верхнем Митридатском раскопе, открыты остатки святилища Артемиды-Гекаты, в одном из высеченных в скале помещений которого, были найдены обломок гекатейона и фрагменты мраморной скульптуры, изображавшей, по-видимому Артемиду-Гекату. Рядом с данным участком еще в 1949 году была найдена фрагментированная мраморная голова, принадлежащая статуарному изображению высотой не менее 2.3 м. Этот великолепный образец греческой пластики мог принадлежать той же статуе Артемиды-Гекаты, украшавшей святилище, помещения которого удалось открыть лишь спустя 30 лет.

Особый интерес представляет находка в святилище крышки мраморного стола-трапедзы, на фасадной грани которой сохранилась посвятительная надпись от имени царевны Синамотис, жены Гераклида, дочери великого скифского царя Скилура. Из посвящения следует, что установленный в облицованной мрамором нише жертвенник был сооружен скифской царевной за здоровье или благополучие последнего боспорского царя из династии Спартокидов Перисада V, (не имевшего прямых наследников по мужской линии), и посвящен женскому божеству с неизвестным доселе именем Дитагойя. В нем, судя по контексту надписи и сопутствующим скульптурным фрагментам, можно видеть одну из местных эпиклез Артемиды-Гекаты. Этот уникальный документ, датируемый 30-ми годами II в.до н.э., служит веским свидетельством тесных, союзных отношений между Боспором и Крымским скифским царством, опровергая бытовавшую в науке точку зрения о том, что Боспор, так же, как и Херсонес Таврический, находился во враждебных отношениях с крымскими скифами и вынужден был платить им дань.

***

Таковы основные итоги изучения древней столицы Боспора Киммерийского. Очевидно, что раскопки Боспорской экспедиции ГМИИ им. А.С.Пушкина позволили существенно расширить наши представления о некоторых важнейших этапах истории Пантикапея. В частности, они впервые дали материал для воссоздания особенностей формирования Пантикапея как поселения городского типа, пришедшего на смену примитивным строительным объектам периода апойкии в последней четверти VI в.до н.э.

Впервые удалось составить представление о местоположении и облике легендарного дворца боспорских Спартокидов - объекте многолетних безуспешных поисков нескольких поколений археологов, и наметить фазы его истории.
Достигнуты определенные успехи и в столь трудоемком деле, как изучение системы обороны акрополя Пантикапея.
За годы раскопок собрана разнообразная коллекция амфорного материала, клейм, расписной керамики всех типов, монет, найден ряд бесценных эпиграфических документов, проливающих новый свет на историю, религию, культуру Боспора.

В.П. Толстиков

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Москва