Космические экспедиции 1969 года на плакатах из коллекции музея-заповедника

Хронология освоения космоса 1960-х годов наполнена словом «впервые» как главной характеристикой эпохи открытий и подвигов. Резонанс событий, связанных с деятельностью человека в космосе, был феноменальным.

Задолго до первого полёта человека в космос в советском плакатном искусстве появляется тема освоения просторов Вселенной. Художники создают десятки плакатов, которые рассказывают о развитии науки и скорых полётах к дальним планетам как неотъемлемой части этого процесса, а также о том, что Союз Советских Социалистических Республик будет среди первых, кто освоит это безграничное пространство.

В Восточно-Крымском историко-культурном музее-заповеднике собрана обширная коллекция советских плакатов, и среди них есть две работы, посвящённые событиям, 55-летие которых будет отмечаться в 2024 году.

Работа одного из самых продуктивных художников-плакатистов советской эпохи Валентина Петровича Викторова под названием «Ленинскому юбилею наши победы в космосе» увидела свет в январе 1969 года тиражом в 100000 экземпляров.

Событие, которое могло вызвать интерес столь небывалых объёмов, воистину планетарного масштаба! Ещё задолго до зарождения эпохи космических полётов теоретики предполагали возможность осуществления сборки космических аппаратов прямо на орбите из нескольких модулей. Для того, чтобы опробовать эту технологию, был осуществлён в январе 1969 года полёт двух пилотируемых космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Старты состоялись с космодрома «Байконур» 14 и 15 января, а 16 января 1969 года была проведена первая в истории человечества стыковка на орбите.

Космические корабли «Союз-4» и «Союз-5» на плакате изображены в ярко-красном оттенке, но в реальности выглядели иначе: окраска корпуса должна препятствовать перегреву аппарата, поэтому в аэрокосмической отрасли наиболее распространены белый и серый цвета. Символичность решения художника в пользу красного цвета понятна и объяснима, это цвет Государственного флага Советского Союза — космического первопроходца.

Плакат имеет яркое цветовое решение и насыщен информационно. Указаны названия кораблей, имена членов экипажей, и даже приведён текст телеграммы, адресованной в Кремль:

«Москва, Кремль

С борта космических кораблей “Союз-4” и “Союз-5” докладываем Центральному комитету Коммунистической партии Советского Союза и Советскому правительству: полёт проходит нормально, успешно выполнены стыковка и переход космонавтов Хрунова и Елисеева из корабля “Союз-5” в корабль “Союз-4”.

Наше самочувствие хорошее. Настроение бодрое. Горячо благодарим Центральный комитет родной ленинской партии и Советское правительство за оказанное нам высокое доверие.

Космонавты: Шаталов, Волынов, Елисеев, Хрунов».

Успешный эксперимент на околоземной орбите, осуществлённый в январе 1969 года советскими космонавтами Владимиром Александровичем Шаталовым, Борисом Валентиновичем Волыновым, Алексеем Станиславовичем Елисеевым и Евгением Васильевичем Хруновым, во многом определил направление развития космонавтики на последующие десятилетия.

Ещё одно знаковое событие космической эры, датированное всё тем же 1969 годом, нашло своё отражение в плакате советского художника, графика и иллюстратора Рубена Васильевича Сурьянинова «Родина, твоё задание выполнено».

11–13 октября 1969 года с космодрома «Байконур» стартовала экспедиция в составе трёх космических кораблей: «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8». На орбите экипажи провели несколько суток, было сделано 80 витков вокруг планеты Земля (пройдено более трёх миллионов километров по околоземной орбите), осуществлены выходы в открытый космос, переход из одного космического аппарата в другой, проведены несколько научных экспериментов и испытания установки «Вулкан», предназначенной для сварочных работ в условиях невесомости и открытого космоса.

16–18 октября 1969 года экипажи благополучно возвратились назад после выполнения первого в мире группового полёта трёх космических кораблей.

Рубен Сурьянинов за годы творчества создал несколько десятков плакатов, получивших широкую известность. Его творчество не ограничивалось только плакатным искусством. Он предпринял несколько экспедиций, увлекался природой, бытом, культурой Севера, создавал портреты жителей региона. Именно такой подход, портретный, который показывает открытые, чистые, но мужественные лица советских специалистов, мы видим и на плакате «Родина, твоё задание выполнено». Произведение очень выразительно, важная роль отводится цвету. Использованы только три краски: белая, красная и тёмно-синяя, символизирующая бесконечный космос. Красный, цвет Государственного флага Советского Союза, использован для прорисовки портретов космонавтов: Георгия Степановича Шонина, Валерия Николаевича Кубасова, Анатолия Васильевича Филипченко, Владислава Николаевича Волкова, Виктора Васильевича Горбатко, Владимира Александровича Шаталова, Алексея Станиславовича Елисеева. Красный цвет использован и для изображения шлемов скафандров, на которых множественным рефреном дана аббревиатура СССР — название страны, первой начавшей освоение космического пространства.

Интересная деталь: позывным трёх экипажей в октябре 1969 года было слово «Буран», которое всего через несколько лет станет названием советского корабля-ракетоплана, и в степях Керченского полуострова будет создана резервная взлётно-посадочная полоса для его эксплуатации.

Текст, фото, размещение: Ольга Решетникова, научный сотрудник Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника