Раскрывая загадки прошлого

Очень часто при посещении музейных экспозиций посетители, слушая  рассказы экскурсовода о быте людей, живших тысячи лет назад,  задают вопрос: «А откуда вы это знаете?». Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных направлений: археологи, историки, палеонтологи,  антропологи, и, конечно, реставраторы, которые с помощью различных методик  дают вторую жизнь многим предметам из прошлого, и  без которых невозможно создание современных экспозиций.


О работе реставраторов  упоминают редко или говорят очень мало и, как правило,  без упоминания имен, а ведь это колоссальная работа «бойцов невидимого фронта»,  без которой многие открытия, большие и маленькие,  не совершились бы. Вот один из примеров, когда совместная согласованная работа археологов и реставраторов дала возможность не только найти древний артефакт, но и понять  назначение изделия и метод изготовления, в данном случае, ювелирного украшения.

Осенью 2019 года в ходе охранных раскопок археологического объекта на территории Керчи было обнаружено нетронутое античное захоронение.  Нетронутое означает, что   ритуальные предметы, необходимые согласно верованиям усопшему в ином мире: оружие и некоторые личные вещи – все сохранилось в закрытом комплексе до наших дней. Конечно, состояние сохранности этих предметов сравнительно с тем, которое они имели в период своего бытования, существенно отличается. В особенности это  касается изделий из металла. Предстоит долгая и кропотливая работа, прежде чем посетители историко-археологического музея смогут увидеть их в экспозиции.

Наряду с узнаваемыми и понятными вещами в захоронении было обнаружено большое количество  мельчайших фрагментов желтого металла - деформированных, сломанных и смешанных с землей. Россыпь фрагментов размещалась локально на площади около двадцати  квадратных сантиметров,  поэтому было принято решение извлекать их вместе с частью культурного слоя. Россыпь этих мелких фрагментов вместе с почвой (Фото 1) была помещена в герметичный бокс и доставлена в реставрационную лабораторию Восточно-Крымского музея-заповедника, оборудованную новейшей техникой.

В лаборатории извлечение фрагментов из земли проводилось механически, с помощью пинцета под микроскопом с сильным увеличением.  Фрагменты,  длиной от 0,1мм до 3,50 мм были освобождены от почвы и после тщательной сухой расчистки промыты дистиллированной водой в специальном устройстве, а затем просушены.

Дальнейшее исследование фрагментов, их обмеры и фотографирование были возможны только с помощью специального видеомикроскопа (Фото 2).

Результат этой длительной и кропотливой работы оказался  неожиданным даже для опытных исследователей. Из массы фрагментов  около десяти частично сохранили свою форму, и по ним стала возможна реконструкцию этого украшения и восстановление методики изготовления. Заключалась она в следующем.  Сначала изготавливалась золотая нить, из которой потом плелась тесьма. Для прочности золотой нити  античные мастера  брали в качестве основы  нить  растительного или животного происхождения,  диаметром около  0,3 мм которую затем обвивали полосками тончайшей золотой фольги. Ширина полоски фольги составляла от 0,3 до 0,9 мм (Фото 3).

Затем обвитую золотой фольгой нить переплетали между четырьмя нитями основы. Диаметр нити основы составлял от 0,4 до 0,5мм (Фото 4).

Полученная таким образом золотая тесьма имела ширину 3-3,5 мм. Полную длину тесьмы удастся определить после взвешивания единственного фрагмента, на котором сохранилось три ряда плетения. Сравнив его вес с весом общей массы фрагментов, можно будет с большой долей вероятности определить  длину всего изделия.

Открытым остается вопрос, какое именно изделие было украшено золотой тесьмой,  какие нити были взяты в качестве основы для изготовления тесьмы и др.  Для ответа на второй вопрос были взяты пробы внутреннего содержимого золотых нитей, что, возможно, позволит определить материал нитей основы. Отдельно будет проведена работа по определению состава сплава и реконструкции  изделия. Работа по исследованию украшения продолжается, несомненно, однако, одно, ювелиры Боспора были мастерами высочайшего класса и владели разнообразными приемами изготовления ювелирных украшений.

Текст, фото: О.Л. Гунчина, реставратор высшей категории, художник-реставратор ВКИКМЗ

Размещение: Е.С. Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ