купить билет

КТО ТАКОЙ ХУДОЖНИК ЗАНКО?

В каталоге «Керченский вернисаж» из фондов ВКИКМЗ перечислено девять картин художника В. Занко. В нём его картины датированы 1927 годом, а четыре небольшие картины датированы 1910–1927 гг. Основание даты — непонятно: небольшие этюды невозможно писать 17 лет. История предметов — картины принадлежали бывшему керчанину Виктору Александровичу Банкину. 


В своё время тот был фотографом, затем  работал в керченской студии художников, и был современником художника В. Занко. В. А. Банкин эти картины прислал в Керчь другу, инженеру А. А. Кондевскому. Его дочь Ольга Алексеевна Иванина со временем передала картины в Керченский музей. Картины очистил от загрязнений и частично отреставрировал художник Иван Прокофьевич Олишевич. Все девять небольших картин В. Занко технически обработала и сдала по акту в фонды музея научный сотрудник Картинной галереи Керченского историко-археологического музея Вера Петровна Соколова.

Биографических данных о самом художнике нет. По сведениям художника Анатолия Демьяновича Шибнёва, живущего в Минске, полная фамилия художника — Засивенко, Занко — псевдоним. Он художник-самородок, писавший пейзажи профессионально. Засивенко в Керчи имел скобяной магазин. Известны также выпускники Керченской гимназии с этой же фамилией: Стефан Засивенко в 1889 году и Иван Засивенко в 1894 году, родившиеся соответственно в 1878 и 1883 гг. Возможно, братья художника. В крымском архиве сохранился документ, озаглавленный «Заявление художника Василия Засивенко». Вот его жизненная проблема.

«Предревкома товарищу Гринёву

 от Василия Засивенко

Заявление.

Меня, Засивенко, классовая комиссия перевела из Красной армии в тыловое ополчение. Настоящим заявляю, что я был торговцем до того времени, т. е. до 1915 г. В начале этого года, когда началась торговля спекулятивного характера, я торговлю оставил и всё время вплоть до полной агонии спекуляции, я занимался художественной деятельностью. В последнее время, при Врангеле, не имел средств к существованию. А деятельность художника совершенно игнорировалась и ничем не оплачивалась. Я принуждён был служить в магазине ради куска хлеба.

Могут товарищи художники подтвердить, что всю жизнь я был художником. И в то время, когда я торговал, я больше художественной деятельностью занимался, чем торговлей. В настоящее время я работаю художником в студии с начала Советской Власти в Керчи. Всё время я работал и работаю с большим усердием с большим усердием, как портретист, так и декоратор. И много выполнил. Огромную массу портретов и других работ в настоящее время у меня большая работа в 16-ом госпитале и незаконченная.

А потому прошу оставить меня при студии художников и освободить меня от тылового ополчения, в чём и подписываюсь, В. Засивенко.

3 мая 1921 г.»

Заявление направлено для рассмотрения товарищу Ольховскому.

Тот был заведующим юридическим отделом Керченского ревкома. К заявлению было приложено ходатайство художников студии.

«Мы, нижеподписавшиеся художники подтверждаем заявление Засивенко. Со своей стороны горячо ходатайствуем об удовлетворении его просьбы, принимая во внимание, что т. Засивенко происходит из пролетарского сословия, всю жизнь был тружеником и в данное время является незаменимым ценным сотрудником Студии как художник-портретист, каковых в Керчи всего несколько человек. С начала открытия студии работал с необходимым усердием и энергией.

Заведующий студией художников Илья Резников, А. Хоронов, А. Примаков, А. Митин(?), Пузыревский, Яков Резников, Дамиан Васильевич Шибнёв, П. Французов, Иосиф Ломовицкий, И. Голубов, А. Беклезиев, А. Меняйло, И. Батенко, И. Святский, Дмитрий Павлович Бударин» (так удалось прочесть подписи художников). Ходатайство художников не помогло. Засивенко, вероятно, сочли представителем буржуазного класса:

«Постановление Ревкома. Тов. Засивенко зачислить в тыловое ополчение на основании правил, предусмотренных инструкцией.

Н. Строкач, 4 мая 1921 г.».

Возможно, он вскоре вернулся в Керчь, поскольку трудовые армии в том же году отменили. Позже художник оказался в Узбекской ССР. В. А. Засивенко изобразил строительство в 1939 году Большого Ферганского канала имени И. В. Сталина. Он написал много этюдов пейзажей Узбекистана и считался узбекским художником. Его работы узбекского цикла находятся в Кокандском краеведческом музее. Он был внесён в издание «Выставки советского изобразительного искусства: Справочник [в 5-и томах]. Т. 2. 1939–1940/ Сперанская Е. М. / Советский Художник. 1967: Художник Василий Афанасьевич Засивенко (1876–1954). Неизвестно, где окончилась его жизнь. Вот такова судьба керченского и узбекского художника.

 

Текст: С. А. Шестаков, старший научный сотрудник ВКИКМЗ

Фото: Архив ВКИКМЗ

Размещение: О.В. Решетникова, ВКИКМЗ