- Главная
- Посетителям
- Объекты
Объекты Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника
История Керченского музея древностей началась с личной коллекции Поля Дюбрюкса (1774—1835) — родоначальника керченской археологии, основанной в 1810 году. 2 (14 по новому стилю) июня 1826 года музей был учрежден официально и располагался в доме П. Дюбрюкса до 1833 года. Первым директором музея стал И. П. Бларамберг.
С момента создания Керченского музея древностей основным направлением его деятельности являлось изучение и сохранение античных памятников, найденных на Керченском и Таманском полуостровах, то есть на территории древнего Боспорского царства. Значительному развитию археологических работ в Керчи способствовали раскопки богатого кургана Куль-Оба осенью 1830 г.
В греческом доме большая часть жизни проходила во дворе. Следуя этой традиции, в 2004 г. началось строительство экспозиции «Музейный дворик». Свой окончательный облик она получила в 2012г. Фактически, «Музейный дворик» - это открытая для посетителей часть фондовой коллекции. Археологические свидетельства хозяйственной деятельности жителей древнего Боспора дают представление о развитии сельскохозяйственного производства и быте боспорян с VI в. до н.э. по VI в.н.э.
Раскопки курганов Керченского и Таманского полуострова, проводившиеся Керченским музеем древностей в XIX веке, обогатили коллекции всемирно известных музеев замечательными ювелирными украшениями. В Керченский же музей попадали дублетные вещи, значительная часть которых была утрачена в годы гражданской и Великой Отечественной войны.
Представленные в экспозиции Золотой кладовой музейные предметы составляют коллекцию, начало которой было положено в 1970-е годы. В нее вошли находки из охранных раскопок музея, а затем заповедника, а также археологических экспедиций, работающих на территории Керченского полуострова.
Гончарная мастерская – одна из достопримечательностей Керчи, появившаяся недавно. Целью ее создания является сохранение культурного и исторического наследия Крыма. Она занимает подвальное помещение в Историко-археологическом музее Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. Музей - мастерская был открыт в декабре 2011 года.
При ее создании специалисты постарались воссоздать атмосферу античных мастерских Пантикапея, в котором гончарное ремесло начало развиваться с VI века до н. э. после появления в этих местах греческих переселенцев, основавших колонии на Керченском полуострове.
Картинная галерея — объект, входящий в состав ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник», расположен на улице Театральной у подножия Большой Митридатской лестницы в исторической зоне Керчи, в самом центре административной, культурной и деловой части города. Размещается в здании постройки первой половины XIX века, памятнике архитектуры стиля классицизма. История Картинной галереи в Керчи начинается с ноября 1968 г., когда Народный художник РСФСР, один из ведущих мастеров Студии военных художников им. М.Б. Грекова (Москва) Николай Яковлевич Бут (1928-1989) передал в дар музею 29 своих полотен и многочисленные эскизы, посвящённые героической обороне Керчи в период Великой Отечественной войны: цикл работ под названием «Аджимушкай.1942 год».
В 4-5 км от центра города на территории микрорайона (ранее – поселка) Аджимушкай расположены подземные горные выработки – каменоломни - с одноименным названием, ставшие, пожалуй, наиболее известным военно-историческим памятником Керчи, благодаря героической обороне подземных гарнизонов (май-октябрь 1942 г.).
В 1853 г. началась Восточная война, получившая название Крымской. Недостаток средств не позволил накануне войны профинансировать в полном объеме работы по укреплению Керченского полуострова. Все проведенные к 1855 г. мероприятия были нацелены на то, чтобы укрепить Керчь со стороны моря.
Вдоль береговых линий выросли пять батарей. Причем большая часть вновь установленных орудий (35 из 54) находились на двух батареях на направлении главного удара – в той части пролива, что примыкала к Черному морю.
Древние греки, основавшие в конце VII в. до н.э. на северном побережье Чёрного моря полисы (города-государства), ввели здесь свои обычаи и традиции. История и культура Боспора Киммерийского неразрывно связана с общегреческой эллинской культурой.
Но, в то же время, древние греки испытывали живой интерес к чужеземным культурам и легко вступали в контакт с местными народами, населявшими северное побережье Понта Эвксинского. Греческие переселенцы усвоили многие религиозные установления и обряды коренного населения. В результате на Боспоре сложился своеобразный синкретичный (смешанный) тип культуры, основанный на мифологических и религиозных представлениях.
Всемирная известность монументальной живописи Склепа Деметры привлекала внимание не только учёных, но и жителей, и гостей города Керчи с самого момента его открытия. Во второй половине XIX - начале XX вв. подлинный склеп был фактически одним из первых музейных объектов в нашем городе, открытым для экскурсантов. Однако, очень скоро ученые обнаружили, что природные и антропогенные факторы разрушают фреску, и в конце 20-х гг. было принято решение о закрытии памятника для посещения. Как оказалось в дальнейшем, навсегда.
Киммерийский Боспор - одно из значительных античных государств с тысячелетней историей, занимало густонаселенные, курортные области на Юге России и Украины. Западные границы Боспора лежали в районе современного города Феодосии, а порой включали и весь Крымский полуостров.
Восточные его пределы простирались до Кавказских гор, достигая округи современных городов Анапы и Новороссийска. Крайний северный форпост этого царства располагался в устье Дона и носил древнее название этой реки - Танаис.
После присоединения Крыма к России в 1783 году первые путешественники были поражены обилием курганов на Керченском полуострове. Еще в начале XIX веке их насчитывалось более двух тысяч.
Под многими были найдены монументальные склепы, не имеющие аналогов в других областях Северного Причерноморья. Большинство из них были раскопаны в XIX веке. Сегодня большая их часть, благодаря активной деятельности человека, исчезла, доступны для осмотра лишь Мелек-Чесменский и Царский курганы.
Среди множества исследованных боспорских уступчатых склепов Мелек-Чесменский вошел в историю как самый совершенный в техническом и художественном отношении среди боспорских уступчатых склепов. Свое название курган получил от татарского названия протекающей рядом речки Мелек-Чесме.
Вот как описывает раскопки кургана его исследователь, директор Керченского музея А.Е. Люценко: "Из всех прилегающих к самому городу, могильных насыпей, это самая громадная. Обезображивающие ее повсюду, особенно с боков, ямы показывают, что ее уже неоднократно принимались раскапывать для обыска.
«Нимфей - храм нимф, местность города при Понте...» (Sch. Aesch. III, 171). В 17 км к югу от г. Керчь, около современного пос. Эльтиген (Героевское), до сих пор видны руины древнего Нимфея. Городище занимает плато на берегу Керченского пролива (в древности Боспора Киммерийского), к западу от которого расположены курганы и грунтовой некрополь.
Среди городов Боспора Нимфей занимал одно из ведущих мест. Его местоположение, как и большинства других древнегреческих городов на Черном море, определено благодаря описаниям побережья, составлявшимся для мореплавателей и путешественников, а также трудам древних географов и историков.
В 11 км от Пантикапея, на берегу древнего морского залива, располагается древнегреческое городище с варварским названием Тиритака (или Тиристака). Но существует и другое, греческое – Дия, именно под этим именем зашифрованы находки 1930-х годов.
Городище находится на высоком плато и имеет форму неправильного четырехугольника, обращенного острым углом к югу.
Первые раскопки были проведены в 1859 году директором Керченского музея А.Е. Люценко. Регулярные раскопки велись с 1932 года с начала под руководством Ю.Ю. Марти, затем В.Ф. Гайдукевича. Раскопками городища в разное время руководили В.М. Славин, Д.С. Кирилин, Б.Г. Петерс, О.Д. Чевелев, В.Н. Зинько.
Городище Мирмекий, как и большинство греческих колоний, расположено у моря, на берегу древнего Боспора Киммерийского, современного Керченского пролива. В хорошую погоду отлично виден Таманский полуостров, который древние греки считали уже другим материком – Азией.
Поселение было основано в 6 в. до н.э. и к концу столетия превратилось в небольшой тесно застроенный городок. Любопытно, что около середины 6 в. до н.э. подходы к скале, служившей колонистам акрополем, были прикрыты самой ранней на Боспоре оборонительной стеной. В это время все население колонии ютилось в небольших полуземлянках с кровлей из высушенных водорослей.
Илурат, боспорский город-крепость I-III вв. н.э., расположен среди степных холмов в глубине Керченского полуострова. Название это дошло до нас в сочинении античного географа II в. н.э. Клавдия Птолемея.
Эта локализация стала общепризнанной, хотя ни одной надписи, подтверждающей ее, так и не найдено. В те времена, когда на месте современной Керчи находилась столица Боспорского царства - Пантикапей, крепость защищала западные подступы к нему от нападений кочевников, занимавших степи и предгорья Крыма.
Объект расположен среди жилой застройки на склоне тальвига, по дну которого когда-то протекал один из притоков речки Мелек-Чесме. Расписной каменный склеп – погребальное сооружение некрополя Пантикапея.
При открытии склепа обнаружено, что низкий широкий входной проем был заложен каменной плитой, разбитой на две части. К камере вел небольшой открытый дромос, сужающийся в верхней части.
Погребальная камера прямоугольная в плане (2,20х 2,75 м), ориентирована по оси север-юг. Камера перекрыта полуцилиндрическим сводом. Свод расположен на глубине 3-х метров от современной дневной поверхности.
Античная цивилизация оставила на берегах Причерноморья немало уникальных памятников, среди которых особое место занимают погребальные склепы, украшенные фресковой живописью.
В Причерноморье древнегреческие расписные погребальные склепы очень редки. Исключение составляет столица Боспора (современная Керчь), где их было найдено около двух десятков. Это уникальное явление для эллинистической культуры. Роспись этих склепов ярко демонстрирует главную особенность боспорской школы монументальной живописи переплетение греческих и местных традиций.
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» приглашает керчан и гостей города посетить Центр музейного гостеприимства (Туристско-информационный центр), расположенный в самом центре Керчи по пер. Димитрова, 4 (напротив церкви Иоанна Предтечи).