купить билет

ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА»

24 января в Мемориальном комплексе «Аджимушкай» сотрудники музея-заповедника для учащихся 7-го класса школы № 5 провели мероприятие «Операция Искра», посвящённое 80-летию прорыва блокады Ленинграда.


Школьникам рассказали об обороне Ленинграда. Войска Северного и Ленинградского фронтов, моряки Балтийского флота и народное ополчение смогли сдержать противника на дальних подступах к городу. Однако враг ценой больших потерь сумел приблизиться непосредственно к городу. Для отпора гитлеровцам ленинградцы сформировали 10 дивизий народного ополчения, 16 артиллерийско-пулемётных батальонов, всего 100 тыс. добровольцев. Превосходство противника в живой силе и технике закончилось блокадой Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 г.

Фашисты решили взять город измором. Нечего было есть, не стало электричества, но город продолжал жить и сражаться. За период блокады норма выдачи хлеба понижалась 5 раз. Люди ели всё: клей, ремни. Блокадный хлеб представлял из себя смесь подсолнечного жмыха и целлюлозы, для закваски использовались вода, кукурузная мука, хлопковый жмых, мучная вытряска из мешков, обойная пыль. Но предприятия продолжают работать. В этот период ленинградцы освоили 50 видов новой продукции и сдали 140 тонн крови для раненых бойцов.

Огромное впечатление произвёл на учащихся рассказ о блокадном дневнике 11-летней школьницы Тани Савичевой.

Особенно тяжёлой стала зима 1942 г.

С 22 ноября 1941 г. начала работать ледовая трасса, которую назвали — «Дорога жизни». Метеорологи составили специальный прогноз погоды по Ладожскому озеру. Они постоянно обновлялись. Только в течение первой блокадной зимы толщина озера измерялась более 3640 раз. Грузооборот определялся до 4-х тысяч тонн в сутки. Сопровождал корабли во время навигации и руководил обслуживанием «Дороги жизни» начальник ледовой службы Краснознамённого Балтийского флота Михаил Казанский. Его все называли Ледовый дед, а ему было всего лишь 25 лет. Эта трасса была очень тяжёлой, так как находилась в 12–15 км от вражеских позиций. Угроза авианалёта и обстрела была постоянной. За две блокадные зимы по этой дороге перевезли более 1 млн тонн грузов и эвакуировано около 1,5 млн человек. С ноября 1941 по апрель 1942 г. трассу обслуживали 4 тыс. автомобилей и гужевой транспорт. Каждая четвёртая машина не вернулась из рейса. Но ледовая трасса спасла Ленинград от голодной смерти.

12 января 1943 г. началась операция «Искра». Бои, которые вели войска Ленинградского и Волховского фронтов, были очень тяжёлыми. За некоторые посёлки приходилось сражаться долго. Атаковали по 2–3 раза и не могли их взять. И всё-таки нашим войскам это удалось. 18 января 1943 г. советские воины прорвали оборону противника на Шлиссельбургско-Синявинском выступе. Блокада была прорвана. Однако цена этой победы была огромной. Боевые потери советских войск двух фронтов при проведении операции «Искра» составили 115082 человека, из них безвозвратные — 33940 человек. Прорыв блокады дал возможность построить буквально за 17 суток железнодорожную линию Поляны – Шлиссельбург для доставки грузов в Ленинград — Дорогу Победы. И хотя до полного освобождения города оставался ещё целый год и девять дней, все понимали, что победа близка.

Мероприятие сопровождалось фото и кинохроникой военных лет.

Память павших и погибших во время блокады почтили Минутой молчания.

 

Текст: В. А. Климчук, старший научный сотрудник Восточно-Крымского ИКМЗ

Фото: А. Л. Шевкопляс, заведующий отделом истории Великой Отечественной войны Восточно-Крымского ИКМЗ

Размещение: О.В. Решетникова, ВКИКМЗ