Музей каменных древностей «Лапидарий»
Древние греки, основавшие в конце VII в. до н.э. на северном побережье Чёрного моря полисы (города-государства), ввели здесь свои обычаи и традиции. История и культура Боспора Киммерийского неразрывно связана с общегреческой эллинской культурой.
Но, в то же время, древние греки испытывали живой интерес к чужеземным культурам и легко вступали в контакт с местными народами, населявшими северное побережье Понта Эвксинского. Греческие переселенцы усвоили многие религиозные установления и обряды коренного населения. В результате на Боспоре сложился своеобразный синкретичный (смешанный) тип культуры, основанный на мифологических и религиозных представлениях.
Религия освящала все стороны жизни древних греков. Природа была пронизана божественным духом: в каждом ручейке жила нимфа, в каждом дереве – дриада. Боги представлялись в человеческом облике, разве что более совершенном, прекрасном. Природное чувство прекрасного, свойственное эллинам, нашло наиболее полное воплощение в скульптуре.
Древнегреческая скульптура всегда составляла важную часть всех музейных экспозиций Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. Коллекция скульптурных произведений в лапидарной коллекции выполнена из камня – привозного мрамора и местного известняка. Все виды произведений каменной пластики античного Боспора сегодня можно увидеть в Лапидарии на выставке, которая носит название «Памятники лапидарной коллекции».
Сакральная скульптура представлена в экспозиции образами богов и героев. Как известно, главным покровителем Пантикапея был Аполлон – покровитель искусств, предводитель муз, защитник боспорских полисов и покровитель аристократических кругов. В Пантикапее Аполлон почитался также в ипостаси Врача. Посвятительная надпись на постаменте от бронзовой статуи гласит: «Демофонт, сын Эргина, посвятил (статую) за свою жену Акию …». Видимо, Акия нашла исцеление в храме Аполлона, в честь чего её супруг на собственные средства установил перед храмом Аполлона скульптурное изображение бога.
Почиталась боспорянами и сестра Аполлона Артемида. На выставке в Лапидарии богиня показана сидящей на скале, увитой листьями аканта, на коленях у неё бычья голова. Это изваяние являет нам богиню-покровительницу животных, её владения – мир животных и растений, старинные обычаи, связанные с ними.
Если Аполлон считался на Боспоре покровителем аристократии, то Геракл был любимым мифологическим персонажем всех греков. Наполовину бог, на половину человек – он был близок всем, и знати, и простолюдинам. В экспозиции образ Геракла запечатлен на мраморной герме, имеющей вид четырёхгранного столба. На плечи героя наброшена львиная шкура с лапами, завязанными узлом на груди. Гермы устанавливались на дорогах с указателями расстояний и популярными сентенциями, повсеместно почитались.
Геракла с Северным Причерноморьем связывают особые отношения: здесь он является прародителем скифов и супругом скифской «Змееногой богини», которая изображена в виде женщины с растительными побегами вместо ног. Скифская «Змееногая богиня» была одной из самых почитаемых богинь местного пантеона. Ей поклонялись как богине плодородия.
С образом Геракла связывают изображения пирующего героя-умершего на надгробных рельефах со сценой загробной трапезы. Совместный пир-симпоссий с хтоническими богами символизировал обожествление умершего в момент смерти и беспечальную, изобильную жизнь в потустороннем мире.
Помимо богов олимпийского пантеона боспорские греки почитали и местных богов, поставив их себе на службу и заручившись поддержкой и в этом, и в загробном мире. В Лапидарии экспонируется статуя местной богини Астары. Статуя была парной. В 1800 г. на Тамани, на берегу Ахтанизовского лимана, были найдены две статуи – мужская и женская, и постамент с посвящением «сильному богу Санергу и Астаре» от царицы Комосарии. Скульптуры были возведены, вероятно, для умилостивления подземных богов, так как местность, где они были найдены, известна своими грязевыми вулканами, бьющими из-под земли. Имена божеств – Астара и Санерг – нигде более не встречаются, вероятно, это были древнейшие местные божества синдо-меотских племен.
Постамент с надписью хранится в Государственном Эрмитаже, статуя Санерга утрачена во время Великой Отечественной войны, а Астара экспонируется в Керченском лапидарии – так порой переплетаются судьбы не только экспонатов, но и родственных по духу музеев.
Помимо сакральной скульптуры в лапидарной экспозиции представлены портретные изображения боспорян, мемориальная и декоративная скульптура, произведения архитектурной пластики, предметы культового назначения. Выставка иллюстрирует все стороны жизни населения боспорских городов. Мифы и легенды Древней Греции, так или иначе связанные с Киммерийскими землями, сопровождают нас в процессе осмотра экспозиции, раскрывают многозначную символику античного искусства, погружают в далекую и прекрасную культуру, которую по праву называют колыбелью европейской цивилизации.
Выставка «Пантикапей – столица Боспорского царства» освещает на примере экспонирования памятников из Пантикапея государственное устройство и религиозную жизнь древнегреческого полиса, быт, занятия и ремёсла простых горожан. Находки из раскопок Пантикапея составляют лучшую в художественном отношении часть лапидарной коллекции. Они являются носителем ценной информации о различных сторонах жизни столицы Боспорского царства. Экспозиция создана по принципу иллюстрации акрополя и агоры древнего Пантикапея. Устройство и расположение подиумов передает характер террасной городской застройки на горе Митридат, возвышающейся в историческом центре современной Керчи.
Памятники лапидарной эпиграфики – декреты, строительные надписи – иллюстрируют общественную и политическую жизнь столицы. Представленный в экспозиции уникальный памятник – энкомий («хвалебная песнь») – содержит информацию о заслугах и победах некоего выдающегося государственного деятеля и военачальника, о союзах и военных действиях с местными варварскими племенами.
Религиозную жизнь боспорских греков освещают посвятительные надписи в честь богов – Аполлона, Деметры, Зевса, Афродиты, устав празднования религиозных мистерий, алтари. Частная жизнь семьи, занятия горожан представлены рельефными изображениями на стелах, культовыми и утилитарными предметами.
Лапидарная коллекция содержит памятники не только античной эпохи, огромный интерес в научном и художественном отношении составляют также памятники иудейские, христианские, мусульманские. Керченская земля хранит в себе сокровища, созданные многими народами, а её история – во многом история мира.
Экспозиция «Керчь на перекрёстках истории» раскрывает историю Восточного Крыма, воплощённую в камне. Хронологические рамки экспозиции охватывают период от эпохи бронзы (II тысячелетие до н.э.) до событий Крымской войны (1854–1856 гг.). Древнейшие памятники в экспозиции – киммерийские антропоморфные изваяния, которые связывают с изображениями местных божеств или обожествленных предков-родоначальников племени. Наиболее представительную в количественном отношении составляет группа античных памятников, относящихся к IV в. до н.э. – II в. н.э. Статуарные образы, эпитафии, анфемии (навершия стел), сюжеты надгробных рельефов связаны с представлениями боспорян о загробном мире, о взаимодействии живых с мертвыми, которых почитали как героев. Изображения на стелах дают представление об облике боспорских греков, о моде, уровне ремесла, вооружении и быте.
Памятники с иудейской символикой принадлежат населению Боспора, исповедовавшему иудаизм. Традиция их установки появляется в Пантикапее, где с III в. н.э. существовала крупная еврейская диаспора. Все иудейские надгробия представляют собой весьма скромные памятники (эта особенность сохранилась по сей день, неся в себе идею равенства всех перед богом и лицом смерти, независимо от положения в обществе при земной жизни человека). Все надгробия выполнены из местного известняка.
Переход к монотеизму подготовил почву для утверждения христианства. Христианство проникает на Боспор в начале IV в. н.э. Однако в это время христиан на Боспоре было немного, новое вероисповедание нашло поклонников не сразу, переходный период от язычества к христианству растянулся на довольно длительное время. Небольшая христианская община возникла здесь в конце IV–V вв. Христианские памятники этого времени отличает аскетизм в исполнении и обязательное наличие изображений крестов самых разных видов. На некоторых надгробиях имеются надписи на греческом языке. Имена на надгробиях показывают, что новое вероучение распространялось в основном среди греческого населения.
В экспозиции «Керчь на перекрёстках истории» экспонируется мраморная плита XVIII века с изображением старца с окладистой раздвоенной бородой, – по мнению исследователей, это образ Андрея Первозванного. Согласно церковному преданию, христианство пришло в Крым из Византийской империи. Первым благую весть принёс на Боспор, а затем и в Херсонес (Корсунь) Андрей Первозванный.
Мусульманские памятники в экспозиции относятся к XVIII веку. Они имеют вид мраморного столба с навершиями в виде мечети, чалмы или стилизованной луковицы. На их лицевой стороне вырезаны изречения из Корана, общая информация об умершем человеке и дата его смерти. Украшает мусульманские надгробия обычно геометрический или растительный орнамент.
Русско-турецкая война 1768–1774 гг. положила конец османскому господству и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы отказались от претензий на Крым. 1783 годом датировано миниатюрное мраморное надгробие Иакова, сына Геркина. Эта символичная дата являет собой важную веху в истории Крыма, она означает окончание мусульманского господства и становление культуры под эгидой Российской империи.
Один из самых поздних памятников в лапидарной коллекции датирован 1855 г. Стела с изображением креста, установленного над Голгофой, и скорбящих ангелов содержит билингву на новогреческом и русском языках: «Здесь покоится прах керченских жителей из десяти мучеников Дмитрий и Максим Пасхаловы и Иван Сербо. 27 июля 1855 г.». Видимо, во время трагических событий Крымской войны 1853–1856 гг., защищая город, жители Керчи приняли мученическую смерть.
В январе 2019 года в Лапидарии открыта новая выставка «Гимн вечности», получившая главный приз на Республиканском конкурсе музеев Крыма в номинации «Экспозиция года».
Тематика экспозиции включает два больших раздела: «мир подземный» и «мир земной» – память потомков.
Первый раздел экспозиции посвящен погребальному обряду. В экспозиции представлены типы погребений, получивших распространение в боспорских некрополях. Подлинные рисунки из кургана «Госпитальный» и иллюстрации росписей боспорских склепов дают представление о назначении погребения как вечного обиталища, «дома» умершего.
Экспозиция включает интерактивные элементы. Например, зритель получает возможность представить себя археологом, открывшим богатое не разграбленное захоронение жрицы. Этот эффект достигается методом научной реконструкции погребения, представленного предметами из погребального комплекса курганного захоронения курганной группы «Три брата», давшем обилие дорогих изделий керамики, торевтики греческого производства. Реконструкция включает весь комплекс предметов погребального инвентаря – как подлинных памятников (постамент для сосудов, изголовье клине), так и копии золотых украшений, вывезенных в Киев в 1968 году.
Второй раздел – память потомков – раскрывает сакральный смысл памятников, предназначенных для вечности: темы судьбы, порога, сакрального брака; земледельческие представления о добротном урожае с верой в защитительные функции изображений божеств и идеей о возрождении всего сущего (природы, души человека) после вынужденной смерти.
Презентация стел в хронологическом порядке – от V в. до н. э. до III в. н. э., реконструирует религиозно-мифологическую картину представлений боспорских греков о жизни после смерти. Жертвенники, алтари и другие культовые предметы являет зрителю образ многозначной в своих иконографических канонах и символах традиции, свято соблюдавшейся боспорскими греками на протяжении всего античного периода. Рассказ экскурсовода вводит посетителя в таинственный мир представлений древних о вечности, судьбе и посмертном воздаянии.
Впервые посетители знакомятся с экспонатами, открытыми при археологических исследованиях территории, подпадающей под строительство трассы «Таврида»: рисунки на каменных квадрах со штукатуркой, демонтированных со стен кургана «Госпитальный» и отреставрированных в Лапидарии; каменный футляр для погребальной гидрии.
Керчь недаром называют уникальным историко-культурным заповедником. На полуострове, где переплелись судьбы многих народов, государств и целых цивилизаций, исторические события и культура разных эпох отражены в многочисленных памятниках. Представленные в экспозиции экспонаты – это «память веков». Они несут в себе информацию о судьбах разных народов, культур, религиозных концессий. Знакомство с историей Керчи, её уникальными памятниками – огромное удовольствие для керчан и гостей города, пытливых и любознательных путешественников.
Кучеревская Н.Л., зав. отделом лапидария ГБУ РК «ВКИКМЗ»
Информация о графиках работы и условиях посещения