купить билет

В КЕРЧЕНСКОМ НЕБЕ 1941 ГОДА

Об участии военно-воздушных сил в КФДО

С 26 декабря 1941 по 2 января 1942 г. была проведена первая морская десантная операция в истории Великой Отечественной войны — Керченско-Феодосийская, в результате которой города Керчь и Феодосия были освобождены от немецко-фашистских захватчиков.


В боевых действиях принимали участие не только морские и пехотные части, но и авиация. Эти события стали достоянием истории. В прошлое ушли и прославленные самолёты той поры, и лётчики, бившие врага в керченском небе. Но они живы в памяти — историческая память обязана быть крепкой. Сохранить её — задача Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. В его коллекциях хранятся воспоминания, документы, фотографии, свидетельствующие о ратном труде лётчиков — участников десантной операции.

Накануне её проведения перед военно-воздушными силами фронта и Черноморского флота директивой были поставлены обширные и важные задачи: уничтожение воздушных сил противника, прикрытие войск в районах посадки и высадки десантов, содействие наземным войскам на поле боя и др. Однако, вследствие ряда организационных упущений, слабого численного состава, недостатка скоростной авиации, а также неблагоприятных погодных условий, к началу операции вражеская авиация подавлена не была. В ходе последующих боёв противник широко использовал её против десантных войск и кораблей.

По причине удалённости аэродромов наша истребительная авиация не смогла надёжно прикрыть десантные отряды в районах высадки, особенно в таком удалённом, как мыс Зюк. В то время как авиагруппы противника имели преимущества, базируясь на аэродромах — Керчь, Марфовка, Семь колодезей, Сарабуз.

На вооружении советских военно-воздушных сил состояли самолёты ТБ, СБ, И-153, И-16, И-15бис и т. п., устаревшие, тихоходные машины; скоростных истребителей и бомбардировщиков было мало. Особую известность в годы войны приобрёл самолет У-2 (с 1944 г. стал называться ПО-2). В сущности, такие самолёты имели деревянную конструкцию, на которую в качестве покрытия натягивалось авиационное полотно. Металлическими были только некоторые трубы и колёса-шасси.

Следствием конструктивных особенностей являлись и сравнительно низкие тактико-технические характеристики самолётов. Советский И-16 имел максимальную скорость 462 км в час, дальность полёта составляла 625 км, бомбовая нагрузка — 100 кг. Свойства И-15бис были ещё хуже. Несмотря на такие характеристики, лётчики летали на боевые задания, действовали смело и самоотверженно, хотя в начале войны им часто просто не хватало опыта.

Для сравнения, немецкий Мессершмитт-110 развивал максимальную скорость 545 км в час, дальность полёта — 1400 км, бомбовая нагрузка достигала 1700 кг. Соответственно, Юнкерс-88 — скорость 565 км в час, дальность полёта — 2000 км, бомбовая нагрузка — 1200 кг.

Несмотря на явное преимущество военно-воздушных сил противника, уже в первые дни десантной операции наша авиация сумела развернуть боевые действия в керченском небе. Оперативные сводки штаба 51-й армии, по данным Научного архива музея-заповедника, свидетельствуют:

«26.12.1941 года Военно-воздушные силы армии по неполным данным произвели 80 самолётовылетов. Из них на разведку Керченского полуострова — 9; на уничтожение живой силы и артиллерии — 10; прикрытие судов с войсками — 61. Наблюдались попадания на огневые позиции артиллерии, блиндажи, было 3 воздушных боя. Облачность 8–10 баллов, температура плюс 3 градуса по С. С понижением ночью, высота облачности 800–1000 м, аэродромы размокшие. Грунтовые дороги для автотранспорта непроходимы».

«27.12.1941 года ВВС армии произвели 27 самолётовылетов. Из них – 6 самолётов бомбили и обстреливали части противника. Отмечены попадания в окопы и пехотные части противника. 21 самолётовылет на прикрытие пунктов выгрузки войск. Из разведки не вернулся 1 самолёт У-2».

«31.12.1941 года ВВС армии произвели 79 самолётовылетов. Из них — 11 на бомбардировку отходящих сил противника. Уничтожено до 300 солдат противника, 20 повозок, 4 автомашины; 56 самолётовылетов — на прикрытие войск; 5 истребителей штурмовали конницу противника, уничтожили до 30 всадников и 10 повозок. С задания не вернулся 1 самолёт — разведчик».

В обеспечении Керченско-Феодосийской десантной операции принимал участие 45-й истребительный авиаполк (ИАП), командовал им майор Ибрагим Магометович Дзусов. Состоял полк из 3-х эскадрилий по 15 самолётов ЯК-1 каждая. 45-й ИАП сопровождал бомбардировщики, защищал порт Камыш-Бурун, выполнял разведывательные полёты и штурмовку вражеских войск. Во время высадки десанта эскадрильи полка наносили удары по автоколоннам противника на дороге Марфовка–Феодосия–Булганак.

Лётчики 653-го ИАПа вели воздушные бои на И-15бис. Интересен такой факт: самолёты в полку усовершенствовали, что позволило установить двухсоткилограммовые бомбы и реактивные снаряды РС-82. Благодаря внесённым изменениям, увеличилась огневая мощь боевых машин.

В Керченско-Феодосийской десантной операции участвовали также 347-й ИАП, 743-й ИАП, 792-й бомбардировочный полк, 269-й ИАП. Последний был оснащён самолётами И-153 «Чайка». Лётчик полка Валентин Дмитриевич Афанасьев вспоминал: «Штурмовали мы артиллерийские позиции противника в районе Камыш-Буруна, затем по дороге на Керчь обнаружили несколько грузовых и легковых машин. Мы их атаковали и подожгли. Возвращаясь на свой аэродром, над Керченским проливом наша группа встретила 6 фашистских бомбардировщиков. Сблизившись, я открыл огонь из всех 4 пулемётов ШКАС на поражение. Бомбардировщик закачался с крыла на крыло, до берега он не долетел, упал в пролив. В этом бою группа сбила ещё 1 вражеский самолёт».

Его воспоминания были записаны сотрудниками музея и хранятся теперь в нашем архиве.

За период Керченско-Феодосийской десантной операции, по неполным данным, авиацией было произведено 1250 самолётовылетов, уничтожено и выведено из строя 8 танков, 12 орудий, 435 автомашин, 430 повозок, 13 самолётов. Кроме того, истреблено и рассеяно 10 пехотных батальонов и до 2-х кавалерийских эскадронов. Наши потери составили: в военно-воздушных силах 51-й армии — 5 самолётов, 44-й армии — 3 самолёта, в военно-воздушных силах фронта — 2 самолёта, Черноморского флота — 4 самолёта.

Машины по своим возможностям у противника были выше. За его плечами — опыт нескольких лет войны. Тем более показательны стойкость, мужество и самоотверженность советских лётчиков в дни Керченско-Феодосийской десантной операции.

О боевом пути и судьбах

Ибрагим Магометович Дзусов родился 3 марта (по н. ст. 16 марта) 1905 г. в с. Заманкул Владикавказского округа Терской области, ныне Правобережном районе Республики Северной Осетии-Алании. В марте 1924 г. призван в ряды РККА, в 1927 г. окончил в Краснодаре Северо-Кавказскую горских национальностей кавалерийскую школу, служил в 5-й Ставропольской кавдивизии им. тов. Блинова Северо-Кавказского военного округа (ВО), с октября 1927 г. стажировался в 13-й авиабригаде, лётчик-наблюдатель. В 1929 г. окончил в Оренбурге 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей им. Ворошилова, служил в 7-й авиабригаде Украинского ВО. В 1933 г. окончил в Борисоглебске 2-ю военную школу лётчиков им. Осоавиахима, служил в 95-й авиабригаде Закавказского ВО. С 1939 г. командир 45-го ИАПа, дислокация в Баку. В том же году поступил в Военно-воздушную академию им. профессора Н. Е. Жуковского, окончил академию заочно в 1941 г., вернулся в полк.

Керченско-Феодосийская десантная операция, Крымский фронт (январь-май 1942), участие в июне в обороне Севастополя — лётчики 45-го ИАПа сбили 25 немецких самолётов, с июля 1942 г. — битва за Кавказ в составе дивизии 4-й воздушной армии (ВА). В июне 1943 г. 45-й ИАП за отличные боевые действия в воздушном сражении на Кубани весной 1943 г. (сбито 36 самолётов противника) преобразован в 100-й гвардейский.

В мае 1943 г. полковник Дзусов вступил в должность командира 216-й смешанной авиадивизии Северо-Кавказского фронта, в июне переформированную в 9-ю гвардейскую. К этому времени Ибрагим Магометович имел на своём счету 81 боевой вылет (по др. данным 82), 11 воздушных боёв, 4 лично сбитых самолёта противника, 1 самолёт уничтожил при штурмовке вражеского аэродрома. В одном из воздушных боёв был сбит, приземлился на парашюте.

1943–1944 — Донбасская, Мелитопольская, Никопольско-Криворожская наступательные операции в составе 8-й ВА Южного и 4-го Украинского фронтов. Крымская наступательная операция — поддержка советских войск на севере Крыма.

С мая 1944 г. И. М. Дзусов воевал в составе 16-й ВА на 1-м Белорусском фронте, командовал 6-м истребительным авиакорпусом. 1944–1945 — Белорусская, Висло-Одерская, Восточно-Померанская, Берлинская наступательные операции, сбито 832 самолёта противника, авиакорпус награждён орденом Суворова II степени, присвоено почётное наименование «Барановичский». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 г. гвардии генерал-майор авиации И. М. Дзусов удостоен высшего воинского отличия — звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Комкор до февраля 1946 г., помощник командующего по строевой части 16-й ВА (дислокация в Германии). В 1948 г. окончил Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова, служил в 57-й ВА Прикарпатского военного округа. С октября 1951 г. начальник Красноярского управления Гражданского воздушного флота, с мая 1955 г. уволен в запас. Жил и работал в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ), с 1965 г. был на пенсии, вёл общественную деятельность. Ушёл из жизни 28 октября 1980 г., похоронен в пантеоне Осетинской церкви.

Боевые награды

три ордена Ленина (30 октября 1942 г., 29 мая 1945 г., 20 июня 1949 г.), три ордена Красного Знамени (5 апреля 1943 г., 30 марта 1944 г., 3 ноября 1944 г.), два ордена Суворова II степени (17 сентября 1943 г., 23 июля 1944 г.), орден «Крест Грюнвальда» (польская награда), медали СССР.

Валентин Дмитриевич Афанасьев родился 22 февраля 1917 г. в с. Вышняя Замарайка Ливенского уезда Орловской губ. (ныне Должанского района Орловской области). В рядах РККА с 18 декабря 1937 г., призван Запорожским РВК Украинской ССР. Выпускник Качинской авиационной школы, на фронте с 28 ноября 1941 г., воевал в составе 269-го ИАПа. Участник Керченско-Феодосийской десантной операции, боёв на Крымском фронте, Закавказском, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м Белорусском фронтах, прошёл путь от адъютанта эскадрильи, штурмана до командира авиаполка, от звания лейтенанта до звания полковника. Совершил 249 боевых вылетов, провёл 48 воздушных боёв, сбитых самолётов противника — 5 в группе, 5 лично.

Картотека награждений

Орден Красного Знамени — приказ войскам Крымфронта № 259 от 21 февраля 1942 г.; орден Ленина — указ Президиума Верховного Совета от 8 февраля 1943 г.; медаль «За боевые заслуги» — приказ войскам 4-й ВА от 20 июня 1943 г.; орден Отечественной войны I ст. (представлялся к ордену Александра Невского) — приказ войскам 16-й ВА № 134/н от 22 августа 1944 г.

Медаль «За оборону Кавказа — указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 г. Медали офицерскому и сержантскому составу 269-го истребительного авиационного Краснознамённого полка 13 октября 1944 г. вручал командир 323-й истребительной авиационной Барановичской Краснознамённой дивизии майор Ф. Ф. Ульев.

Орден Отечественной войны II ст. — приказ войскам 4-й ВА №: 79/н от 18 июня 1945 г.; медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», За взятие Кёнигсберга» — указы Президиума Верховного Совета от 9 мая и 9 июня 1945 г.; медаль «За боевые заслуги» (1949), ордена Красной Звезды (1953) и Отечественной войны II ст. (1985).

Окончил военную службу 1 июля 1972 года.

 

Текст: С. П. Литвинова (об участии советских военно-воздушных сил)

Текст: Н. Н. Непомнящая (о боевом пути и судьбах)

Фото: из открытых интернет-источников

Подборка фотоилл.: Н. Н. Непомнящая

Размещение: Е.С. Жеманова 

 

Аннотации:

Фото 1 (титульное). Самолёт-истребитель И-16

Фото 2. И-15бис

Фото 3. И-153 «Чайка» под маскировочной сеткой на аэродроме

Фото 4. Учебный самолёт У-2 (ПО-2)

Фото 5. Карта-схема Керченско-Феодосийская десантная операция. 26.12.1941—02.01.1942 

Фото 6. Ибрагим Магометович Дзусов. Фото из фондов ГКБУК «Пермский краеведческий музей» 

Фото 7. Валентин Дмитриевич Афанасьев