купить билет

Анонс: выставка «Всемогущие покровители рода человеческого»

В Лапидарии 21 октября в 15.00 состоится открытие временной выставки.

Разнообразные обряды и церемонии были неотъемлемым элементом древнегре­ческой религии и сопровождали человека от рождения до самой смерти. Культовые действия играли важнейшую роль и в жизни городов Боспорского царства. Лапидарные надписи, жертвен­ники и алтари свидетельствуют о существовании храмов, жреческой деятельности, проведении священных агонов, ритуальных жертвоприношениях. Общественные пиры, жертвоприношения, молитвы, воскурения и возлияния могли совершаться как самостоятель­ные культовые церемонии, но обычно сопровождали самую яркую священную церемо­нию – религиозное празднество. Такие празднества устраивались обычно в честь бо­жеств, чьи культы были официальными. Устраивались они за счёт казны и регулирова­лись законами.


Если полисные жертвоприношения финансировались за общественный счет и проводились обычно в строго установленное время, в определённом месте и при участии большого количества граждан, то домашние обряды проводились дома, на  средства семьи. Участниками таких обрядов были хозяин семьи и домочадцы, иногда включая даже рабов.  Хозяин выступал в качестве жреца. Жертвы приносились богам дома и семьи или любым богам, в соответствии с конкретной необходимостью. Богов просили ниспослать здоровье членам семьи, достаток. Домашние праздники устраивались по важным семейным поводам. В  честь рождения ребенка отмечали праздник Ἀμφιδρόμια. Перед свадьбой девушки жертвовали Артемиде и Мойрам свои волосы. Одним из семейных ритуалов было пострижение волос у юношей и приношение их богам как посвящение в воины=герои. Обычно у домашнего очага совершали бескровные жертвоприношения: богам жертвовали мед, лепешки, масло, молоко, вино, фимиам. Животных приносили в жертву обычно ради угощения гостей. Эмблемой домашних богов был священный огонь, который постоянно поддерживался в очаге дома каждого грека. Покровительницей домашнего очага считалась богиня Гестия,  в  культ  которой  вводился  каждый  новый  член ойкоса – женщины и рабы. Домашние  боги  часто  имели  параллели  в полисном  пантеоне. К родовым культам относится почитание  Аполлона Отчего, Зевса Оградного, Зевса Ктесия (покровителя собственности) Зевса Сотера, Тюхэ. В честь Гермеса Пропилея (Привратного) иногда перед домом устанавливали герму. Афродита Урания  (Небесная)  почиталась как богиня судьбы как  старшая  из  Мойр. Рядом с очагом устанавливались культовые предметы – ритуальные чаши, блюда, алтарные столы для жертвоприношений.

Эти ритуальные предметы планируется представить на выставке.

Немаловажную роль в домашней религии играл культ предков или недавно умерших членов семьи. Жертвы на могиле усопших приносили в 3, 9 и  30 день  после  смерти,  затем  жертвоприношения  на  могилах  совершались  по крайней мере раз в год, в день рождения или смерти усопшего, а также на празднике Γενέσια или Νεκύσια 5 числа месяца Боэдромион и в третий день Антестерий, посвященный усопшим. Умершие родственники должны были помогать и покровительствовать живым сородичам, поэтому к ним нередко обращались с молитвой, как к богам. Домашний культ предков также имел параллели в полисной религии в виде культа героев, который появился как заупокойный культ избранных душ и трансформировался в культ лиц, оказавших ту или иную услугу своей общине; культ героя был связан с определенным местом, и чаще всего героями становились основатели (реальные или мифические) полиса или более мелкого объединения.

Временная выставка «Всемогущие покровители рода человеческого» станет органической частью общей тематической идеи экспозиции «Музея каменных древностей» и дополнит представления о культурной жизни и верованиях боспорских греков.  

 

Текст: Н.Л. Кучеревская, заведующая отделом "Лапидарий" ВКИКМЗ