купить билет

Как реставрируют предметы из стекла

«Реставрация» в переводе с латинского означает «восстановление, возобновление чего-либо в первоначальном или близком к первоначальному виду». «Реставрация» имеет целью исключить или приостановить процесс разрушения, возвратить предмету некоторые утраченные им свойства, придать прочность дополнить утраченные части материалом, не уступающим по свойствам материалу оригинала.

Сотрудник отдела реставрации О.В. Ермошина в мае 2013 года прошла стажировку по теме «Реставрация и консервация предметов из стекла» в Государственном Эрмитаже г. Санкт-Петербурга, где ознакомилась со специальной литературой с методикой реставрации, как нового, так и археологического стекла. О первом опыте такой реставрации расскажет сама Олеся: - Памятник из стекла был взят на реставрацию в июле 2013 года.
Он был выбран из нескольких предложенных пробных вариантов. Так как он имел целое горло, то с ним, можно было провести все реставрационные мероприятия, которым меня обучили во время стажировки в Санкт-Петербурге, а также попробовать собрать это большое количество фрагментов.
Находка была сделана в 2005 году на Керченском полуострове, в некрополе Китея Джурга-Оба сотрудником КИКЗ А.Л. Ермолиным. Предмет из стекла зеленоватого цвета, техника дутьё. Памятник фрагментирован и больше напоминает развал, состоящий из 253 фрагментов, среди которых сохранилось цилиндрическое горло с венчиком в виде раструба: высота горла - 12.5 см; диаметр горла - 8.0 см. Большая часть фрагментов отличаются друг от друга цветом, фактурой, толщиной, что ставит их принадлежность к одному памятнику под вопросом.
Памятник несет следы попытки реставрации, о чём свидетельствуют склеенные два фрагмента горла и следы клея на изломах нескольких фрагментов.
Поверхность фрагментов покрыта пылевыми наслоениями. На некоторых фрагментах, в углублениях, имеются плотные грязевые наслоения чёрно-коричневого цвета. Поверхность многих фрагментов пострадала от коррозии, стекло потеряло гладкость, прозрачность и чёткость края скола. Поверхность всех фрагментов покрыта иризацией. На некоторых фрагментах иризация имеет большую толщину, которая местами потрескалась и отлущилась плотной чешуйкой.
Все реставрационные мероприятия сопровождались фотофиксацией. Реставрационные мероприятия начались с демонтажа и удаления старого реставрационного клея путём полного погружения в водно-спиртовой раствор на 1 час, при помощи мягкой щетинной кисти и ватного тампона. После просушки на фильтровальной бумаге фрагменты погрузили на 1 час в 1% раствор азотной кислоты (этот процесс проводится для удаления всех загрязнений). Для тщательного удаления кислоты проводилась промывка в дистиллированной воде до 10 раз и в тоже время механически удаляли оставшиеся загрязнения при помощи мягкой щетинной кисти, остро заточенной деревянной и ватными палочками. Все процессы проводились под увеличительным стеклом. После просушки на фильтровальном листе бумаги проводилась глубокая просушка в этиловом спирте методом полного погружения сроком на одни сутки.
Склейка фрагментов проводилась 10% раствором ПВБ в этилом спирте и двухкомпонентным эпокси-адгезивом. Одновременно проводилось частичное восполнение утрат эпокси-адгезивом с целью укрепления фрагментов, по форме из пластилина, защищенного пищевой пленкой. В процессе склейки выявилось, что памятник имеет шаровидное тулово с множеством утрат. Отсутствующую часть дна удалось восстановить по сохранившимся двум мелким фрагментам и аналогам, выставленным в экспозиции Керченского музея. Излишки клея удаляли при помощи лезвия. Гладкость восполнений достигали при помощи мелкой наждачной бумаги.
После проведения всех реставрационных работ размер памятника составляет: высота 28 см, а диаметр тулова - 17 см. Оставшиеся 76 фрагментов отличаются по цвету, толщине, фактуре стекла и его радиусу изгиба, что свидетельствует об их не принадлежности к данному памятнику.
Подводя итог, хочется отметить, что реставратору удалось выполнить поставленную в самом начале задачу – придать эстетический вид предмету, собрав его по фрагментам, очистив от загрязнений, упрочить в процессе дублирования основу. Теперь данный памятник приобрёл экспозиционный вид и удовлетворительное состояние для дальнейшего хранения в фондах заповедника. Полученный в процессе работы опыт работы, безусловно, будет полезен для проведения дальнейших реставраций.